Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в прошлое телефона"»
Федеральный стандарт Дошкольного образования ставит перед нами новые задачи. Одна из них духовно-нравственное воспитание дошкольников. В нашем учреждении эта задача достигается через реализацию программы «Истоки».
Перенимая опыт коллег из города Вологда, мы увидели использование музея в работе с дошкольниками. Эта идея нам очень понравилась, и мы решили создать свой мини - музей.
Методический процесс организации мини-музея в детском саду - процесс длительный, но увлекательный, поэтому всю работу по созданию мы разделили на три этапа.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея». На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организовали работу по созданию мини-музея. Совместно определили перспективы создания: выбрали тему, определили место размещения, спланировали экспозиции, подобрали экспонаты, разработали формы работы с экспозициями мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музея». Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.
А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта.
Мы обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам, приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили разноцветные домотканые половички, из деревни привозили чугунки и ухваты. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым.
А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу.
В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, старинный утюг, часы, самовар, глиняная посуда, стол с лавкой и много разной утвари.
Входя в мини-музей, мы видим сидящего за столом деда у самовара. А рядом с веретеном в руках бабушку, которая сматывает спряженные нити.
По углам лавки стоят прялки с куделью.
На столе стоит самовар с баранками, посуда.
Над столом висят старинные часы.
В красном углу избы находится икона «Христа Спасителя».
В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова, есть кочерга, ухват. На печи отдыхает кошка Мурка, а в уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром.
Возле тёплого места в избе висит зыбка (деревянная детская кроватка). В зыбке лежит младенец (кукла), зыбку можно качать, напевая колыбельные песни.
В избе есть стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло, утюг, станок для плетения кружева.
На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.
Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея». В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!
Здесь уместно процитировать слова известного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
И проходя в музей, детям можно будет всё потрогать руками, рассмотреть, послушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы будут предлагать детям различные игры, слушать русские народные сказки, загадывать загадки, рассказывать потешки, прибаутки, пословицы.
Сейчас для детей организована интересная выставка работ «Пасхальное чудо», которая способствует расширению знаний у детей о православном празднике Пасха. На выставке представлены работы, изготовленные родителями, детьми, педагогами.
Все предметы в музее расположены так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея мы планируем использовать в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, заниматься, и играть.
Мини-музей «Русская изба» мы будем использовать для проведения различных занятий, на которых дети будут воспитываться нравственно, духовно и приобретать первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо будет развиваться разговорная речь детей, воображение, расширяться словарный запас, дети получат положительные эмоции.
Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки.
На базе мини-музея можно проводить развивающие познавательные занятия, экспонаты музея постоянно использовать в образовательной деятельности. Знакомить детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством.
Вызвать интерес у детей поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. Здесь они познакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты - тем и рады», « Какова хозяйка - таков и стол».
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.
Мини - музей «Русская изба» поможет нам разнообразить развивающую предметно - пространственную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас рядом.