Просмотр содержимого документа
«" Путешествие к пчелам"»
Тема: «Путешествие к пчелам»
Цель: Закрепить представление детей о пчелах, как представителях класса насекомых.
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с миром природы, прививать им эмоционально-ценностное отношение к живым организма;
- формировать интерес к насекомым и бережное отношения к ним;
- познакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой, пергой, прополисом, воском, медом)
- обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры;
развивать умения детей выражать свои знания в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
- развивать представлений детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;
- развивать исследовательские умении
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное и уважительное отношение к пчелам;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методические приёмы:
методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей),
метод практической передачи и тактильного восприятия,
методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа),
методы наглядной передачи и зрительного восприятия (презентация, фотографии),
метод стимулирования познавательной деятельности (игра).
Материалы и оборудование:
продукты пчеловодства (мед трех видов, живые цветы с пыльцой, прополис, воск, рама с сотами), костюм пасечника, одноразовая посуда, ноутбук, проектор, диск с презентацией, экран
Методическое обеспечение:
спиртовка, сухое топливо, держатель, запись музыкального фрагмента «Полет шмеля» Н.А. Римского- Корсакова.
Ход занятия
1 часть
Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня в детский сад приглашен необычный гость- Незнайка, но вот беда, он прислал СМС сообщение, о том, что он заболел и прийти , к сожалению не сможет.
Воспитатель:
- Очень жаль, что так получилось. Да, ребята, зимой многие болеют. Как вы думаете , почему человек зимой чаще болеет?
Ответы детей: (организм ослабевает, меньше используем витаминов, снижается иммунитет).
Воспитатель:
-Ребята, расскажите, когда вы болеете, чем вас лечат?
Ответы детей: (таблетки, сиропы, микстуры).
Воспитатель:
- Таблетки, микстуры, сиропы, это все современные способы лечения, все эти препараты являются достижением современной науки и цивилизации. Как вы думаете, а как лечились в старину, тогда, когда еще не было всех этих современных способов лечения?
Ответы детей: (С помощью природных средств.)
Воспитатель:
- Ребята, а какие вы знаете природные способы лечения?
- Ребята, как вы думаете, только ли с помощью растений можно лечиться, или может быть кто-то из живых существ, помогает человеку выздороветь?
Ответы детей: (Пчелы)
Воспитатель:
- Скажите, ребята, к какому классу вы бы отнесли пчел, к животным, насекомым, или птицам? Объясните свой выбор?
Ответы детей: (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы правы, пчела является насекомым. Сегодня мы с вами поговорим о одном из представителей мира насекомых о пчеле.
- Как вы считаете, как можно назвать пчел, которые живут в лесу?
Ответы детей: (Лесные, дикие).
Воспитатель:
- Где живут дикие пчелы?
Ответы детей: ( В дупле дерева)
Воспитатель:
- А где живут домашние?
Ответы детей: (В ульях)
Воспитатель:
- Что такое улей?
Ответы детей: (Это домик, который построил человек специально для пчел?)
Воспитатель:
- Место, где размещаются пчелиные домики, называется пасекой, а в старину пасеку называли пчельник. Скажите, ребята, а как будет называться человек, который занимается разведением пчел?
Ответы детей: (Пасечник, пчеловод)
Воспитатель:
- Мы пригласили для нашей сегодняшней встречи человека, который занимается разведение пчел – пасечника.
2 часть
Входит пасечник.
Пасечник:
- Здравствуйте ребята! Меня пригласили к вам в гости и рассказали, что вы очень интересуетесь жизнью пчёл . Я занимаюсь разведением пчел. У меня есть дом в деревне, там мы содержим пасеку и занимаемся разведением пчел.
Я пришел к вам сегодня для того, чтобы поподробнее рассказать вам об этих удивительных насекомых.
- Ребята, обратите внимание на мой костюм. Как вы думаете для чего мне защитная сетка на лице?
Ответы детей: (Для того, чтобы защитится от пчел)
Пасечник:
- Вы правы. Хочу научить вас одному правилу безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. Я хотел пригласить вас к себе на пасеку, но зимой пчелы находятся в улье, и там зимуют. Раз мы с вами не можем понаблюдать за жизнью пчел в живую, приглашаю вас на видео- экскурсию.
Воспитатель:
- Ребята, я вижу вы устали, предлагаю перед просмотром фильма немного размяться.
Физкультминутка.
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками.)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет.)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание.)
Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты.)
Просмотр слайдов презентации «Из жизни пчел»
3 часть
Пасечник:
- Ребята как вы узнали из фильма, пчела вырабатывает много полезных продуктов. А сейчас я приглашаю вас в научную лабораторию, чтобы поподробнее узнать о свойствах этих продуктов.
- Давайте сначала рассмотрим пыльцу. Мы с вами видели в фильме, что пчелы опыляют цветы, растения перенося пыльцу с одного растения на другое. Без опыления у нас с вами не было бы фруктов и овощей. С разных видов цветов пыльца имеет разный цвет и разный запах, и даже разный вкус.
- Возьмите в руки крупинки пыльцы, рассмотрите их, понюхайте, разотрите их пальцами. На что они похожи при растирании?
Ответы детей: (на муку, на мелкий порошок)
Пасечник:
- Для человека пыльца является важнейшим лечебным и профилактическим средством. Она обладает широким спектром лечебных свойств.
- Теперь посмотрим на прополис. На что похож прополис?
Ответы детей:
(липкое вещество темно-коричневого цвета.)
Пасечник:
- Прополис еще называют пчелиным клеем или бальзамом. (дети рассматривают, нюхают вещество и определяют, чем оно пахнет).
Пасечник:
- Прополис имеет лесной запах, так как пчелы собирают его на почках молодых веток и листьях тополя, березы и других деревьев.) Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный бальзам. Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей - от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье поддерживать чистоту жилища и убивает микробы.
Воспитатель:
- Может ли пчелиная семья прожить без прополиса? Если нет, то подумайте почему?
Ответы детей:
(Нет, так как тогда у пчел появятся опасные болезни, которые приведут их к гибели, так же может повредиться улей.)
Пасечник:
- Люди подметили такое свойство прополиса (защита от микробов, защита иммунитета, стали использовать для лечения и профилактики болезней.
Пасечник:
- Ребята, знаете ли вы, из чего пчёлы строят свои соты?
Ответы детей: (из воска)
Пасечник:
- Когда приходит время строить квартиры, из брюшка пчелки начинают сыпаться красивые прозрачные восковые пластиночки. Из этих пластинок пчелы строят соты. Соты строят из шестигранников или по-другому их называют шестиугольниками. А почему их так называют?
Ответы детей:
(В фигуре есть шесть сторон и шесть углов)
Пасечник:
- Воск может принимать различные состояния. При нагревании воск становится мягким.
Пасечник проводит опыт, нагревая воск и демонстрируя детям твердое, мягкое и жидкое состояние воска.
Пасечник:
- А теперь поговорим о пчелином продукте который является и лекарством и лакомством одновременно. Как вы считаете, что это?
Ответы детей: (Мед)
Пасечник:
- У каждого вида меда есть свое название, в зависимости от того, какого растения пчелы собирают нектар.
Воспитатель:
- Ребята, если например, пчелы собирают мед с цветков дерева липы, как будет называться мед? (липовый)
- А если с цветов? (цветочный )
- А если с растения гречихи? (гречишный)
Динамическая пауза
Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»- «Полет шмеля».
Воспитатель:
- Ребята, давайте представим себя пчелами, летающими летним днем на цветочном лугу, и попытаемся передать движениями настроение музыки.
(дети выполняют движения под музыку)
Пасечник:
- Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай название меда».
Перед вами 3 вида меда.
Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой.
Липовый мед – светло желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы.
Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце, как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками.
Дети пробуют мед на вкус, соотносят с растениями.
Воспитатель:
- Вот видите ребята как много нового мы узнали о пчелах.
- Дети, что вам запомнилось больше всего.
Воспитатель
- Большое спасибо, уважаемый пасечник за ваш интересный рассказ о пчелах .
- Очень жаль, ребята, что Незнайка не попал к нам сегодня в гости. Но мы с вами постараемся ему все рассказать, и предложим ему продукты пчеловодства, которые вылечат его.
Пасечник:
- Ребята, приглашаю вас летом к себе на пасеку. Там вы сможете поближе познакомиться с жизнью пчел. До свидания до новых встреч.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение