Программа внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»
Программа внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»
Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. "Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»»
Программа внеурочной деятельности
«В мире фразеологизмов»
Автор – составитель: Наумова Елена Георгиевна
Пояснительная записка
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности, желания пользоваться фразеологизмами - как проявление элементов гражданского самосознания является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
На всех занятиях данной программы учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, формируются духовные и эстетические потребности.
Рабочая программа к курсу "В мире фразеологизмов" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей и реализует общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное направления.
Данная программа написана в помощь учителям начальных классов и обобщает опыт последних лет работы автора с образными выражениями. Пособие максимально приспособлено для практической работы, как на уроке, так и на дополнительных занятиях. Включает в себя методические рекомендации по использованию методов и приемов работы с фразеологизмами на уроках русского языка, подборку занимательного материала для работы кружка.
Актуальность данной программы заключается в том, что речь современных детей отличается бедностью словарного запаса, в ней зачастую отсутствуют фразеологизмы. А ведь это наше наследие, историческая память, огромный пласт истории русского языка. Данная программа призвана познакомить детей с разнообразием фразеологизмов, учит их понимать и применять в различных речевых ситуациях. Ни в одной из программ обучения младших школьников русскому языку нет разработанной системы изучения фразеологии. В учебниках русского языка есть упражнения, в которых встречаются фразеологизмы, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов. Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.
Ещё одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Цель: организация целенаправленной работы по приобщению младших школьников к употреблению в речи фразеологизмов с целью её обогащения.
Задачи:
Добиваться от учащихся понимания смысла фразеологизмов и пробуждения потребности у учащихся к самостоятельной работе над фразеологизмами.
Развитие творчества и обогащение словарного запаса детей путём усвоения фразеологизмов.
Воспитывать у детей уважение и любовь к родному языку через понимание его национальной специфики – фразеологизмы.
Общая характеристика учебного курса
Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. "Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации". Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, оценочность, эмоциональность. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.
Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе ей уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс.
Аспектный анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов. Поэтому целесообразна организация кружковой работы по данной теме.
Методика работы с фразеологическим материалом основывается на следующих критериях:
Фразеологизмы должны прививать детям эстетические нормы при овладении родным языком, формировать мировоззрение.
Знакомить с теми фразеологизмами, которые чаще всего употребляются в различных жизненных ситуациях.
Учитывать сферу потребления (не вводить фразеологизмы из жаргонной речи, исторической, публицистической и пр. – трудных для восприятия данной возрастной категории детей).
Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующихпринципах:
Занимательность.
Научность.
Сознательность и активность.
Наглядность и доступность.
Связь теории с практикой.
Индивидуальный подход к учащимся.
Принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.
Принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Работа с фразеологическим материалом ведётся в трёх направления:
Знакомство с фразеологизмом, толкование его значения.
Использование фразеологизмов в детской литературе.
Активизация словаря детей.
Знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.
Обучение фразеологии складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
обогащение словаря учащихся фразеологизмами,
его уточнения и активизации,
усвоения учащимися понятия "фразеологизм",
формирования умения пользоваться фразеологическим словарем.
Методика работы предполагает различные приёмы объяснения значения фразеологизмов, большая часть стимулирует самостоятельный поиск учащихся.
С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения:
составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом;
подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста;
подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
Как приём, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.
Программа предполагает использование различных деятельностных технологий:
- разноуровневая дифференциация;
- поисковая деятельность.
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Метапредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
- с уроками русского языка;
- с уроками литературного чтения;
- с уроками окружающего мира;
Программа предусматривает работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу. Творческая деятельность включает проведение развивающих игр, викторин, тестов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, словарях, на электронных носителях, в сети Интернет.
Программа рассчитана для обучающихся 2 – 4 классов.
Занятия проводится 1 раз в неделю.
Общее количество часов по годам:
2 класс
34 ч
3 класс
34 ч
4 класс
34 ч
Итого
102 ч
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
В результате изучения курса "В мире фразеологизмов" учащиеся должны ЗНАТЬ:
определение основных изучаемых единиц языка: слово, словосочетание, фразеологизм, предложение;
отличие фразеологического оборота от свободного сочетания слов;
многозначность, синонимию и антонимию в кругу фразеологических оборотов;
происхождение фразеологизмов современного русского языка.
нормы употребления фразеологизмов в речи;
Уметь:
видеть (определять) фразеологизмы в устной и письменной речи;
толковать значение фразеологизмов;
находить информацию о значении фразеологизма, его происхождении;
употреблять фразеологизмы в собственной устной и письменной речи;
выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике;
определять синтаксическую роль фразеологизма;
редактировать текст.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в словарях, быстро находить нужную словарную статью;
• находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем фразеологизмы;
• выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (книгой, тетрадью; словарями и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте различные фразеологизмы.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Предполагаемое использование результатов реализации программы
Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.
Включение программы «В мире фразеологизмов» в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Содержание программы.
Тема 1.Вводное занятие «Что такое фразеологизм?» Входная диагностика
Теория: расширение знаний о фразеологизмах, источники происхождения фразеологизмов.
Практика:Диагностика уровня сформированности знаний о фразеологических единицах у младших школьников - тест (Приложение 1).
Тема 2.Заводим фразеологический словарик.
Теория: расширение знаний о фразеологическом словаре.
Практика: проектная работа по исследование фразеологизмов, наиболее часто употребляемых в школе среди учащихся и учителей, на основе анкетирования.
Тема 3.Работа с фразеологизмами.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка, знакомство с многообразием фразеологизмов.
Практика: игра «Кто больше найдёт фразеологизмов в тексте?»;
логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к фразеологизмам (Приложение 3, 4).
Тема 4.Работа с фразеологизмами.
Теория: работа со словарями и энциклопедиями; активное использование в речи фразеологических оборотов; расширение знаний о многообразии фразеологизмов.
Практика: посещение сельской библиотеки для работы с библиотечным фондом (словари, энциклопедии);
игра «Шесть загадок из волшебного сундучка». (Приложение 3).
Тема 5.Работа с фразеологическим словарём.
Практика: работа со словарями; активное использование словаря для подбора пословиц к заданному фразеологизму;
игра «Картинная галерея» (Приложение 3).
Тема 6.Работа с текстом с фразеологизмами.Рассказ «Три загадки» Н. Сладков
Практика: умение находить в тексте фразеологизмы, уметь объяснять их значение;
игра "Собери фразеологизм"(Приложение 3, 4).
Тема 7.«Рисуем и объясняем» (составление картинного словаря).
С бухты-барахты. Семь пятниц на неделе. Собаку съесть. Спустя рукава. Стоять как вкопанный. Строить воздушные замки. Сидеть, сложа руки.С коломенскую версту. Снять стружку.
1
https://skysmart.ru/articles/russian/frazeologizm
21
Работа с фразеологизмами:
С бухты-барахты. Семь пятниц на неделе. Собаку съесть. Спустя рукава. Стоять как вкопанный. Строить воздушные замки. Сидеть, сложа руки.С коломенскую версту. Снять стружку.
Работа с фразеологизмами: Аршин проглотить. На свой аршин мерить. На авось.
1
https://www.riash.ru/jour/article/view/1558
6
Работа с фразеологизмами: Как баран на новые ворота. Гнуть в бараний рог. Болеть душой. Буква в букву. Бить ключом. Биться как рыба об лед. Как белка в колесе
Работа с фразеологизмами: Как баран на новые ворота. Гнуть в бараний рог. Болеть душой. Буква в букву. Бить ключом. Биться как рыба об лед. Как белка в колесе
Проект «Растительный и животный мир в фразеологизмах»
1
1
9
Проект «Растительный и животный мир в фразеологизмах»
1
1
10
Защита проектов
1
1
11
Игра «Объяснялки»
Работа с фразеологизмами: Ни жарко, ни холодно. Ждать у моря погоды. На живую нитку. Вопрос жизни или смерти. Жить чужим умом. Играть в жмурки (в прятки)
Работа с фразеологизмами: Ни жарко, ни холодно. Ждать у моря погоды. На живую нитку. Вопрос жизни или смерти. Жить чужим умом. Играть в жмурки (в прятки)
Исконно русские образные выражения: Грош цена. Ходить гоголем. Все дело в шляпе. От доски и до доски. Не лыком шит. Лыка не вяжет. Медвежья услуга. Попасть впросак
а) раздел науки о языке, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова;
б) раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов;
в) раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, целостные по своему значению;
г) раздел науки о языке, в котором слово изучается как основная единица языка.
Укажите неверное утверждение.
а) фразеологизмы придают речи живость и образность; в) существуют фразеологизмы – антонимы;
б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом; г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.
Найди фразеологизм «четвертый лишний» по значению:
а) Хоть пруд пруди. в) Тьма – тьмущая.
б) Кот наплакал. г) Яблоку негде упасть.
Укажите исконный вариант преобразованных фразеологизмов и запишите его:
а) В этом деле легавую собаку съел. ____________________________________
б) Из мухи делает протодиакона1______________________________________
в) Спит как из ведра. ________________________________________________
г) Зарубить на подбородке. ___________________________________________
Укажите фразеологизмы – синонимы2 к словосочетанию «очень быстро»:
а) как с гуся вода; в) хоть пруд пруди;
б) сломя голову; г) со всех ног.
Найдите синонимические фразеологизмы:
а) волосы дыбом; в) кровь стынет в жилах;
б) два сапога пара; г) одним миром мазаны.
Найдите антонимические3 фразеологизмы:
а) семь пядей во лбу; в) олух царя небесного; д) заячья душа.
б) проще париной репы; г) не робкого десятка;
Укажите, какое толкование фразеологизмов является правильным:
1. Выйти сухим из воды.
а) Избежать заслуженного наказания.
б) Не получить ожидаемого.
в) Не обрести душевного равновесия.
г) Преодолеть все жизненные испытания, не потеряв лучшего в себе.
2. Не робкого десятка.
а) Трус.
б) Храбрец.
в) Член преступной группировки.
г) Компанейский человек, у которого много друзей.
3. Семь пядей во лбу.
а) О человеке высокого роста.
б) Умница, наделен незаурядными4 способностями.
в) О человеке с излишним самомнением.
г) О человеке со странностями.
4. Олух царя небесного.
а) Верующий человек.
б) Неверующий человек.
в) Глупый, некчемный человек.
г) Человек, наделенный способностями.
Определите, в каком значении употребляется фразеологизмы в контексте.
а) С часу на час Сергей ожидал телеграмму.(А. Гайдар)
б) Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев)
в) Но и такая она была мне не по карману. (С. Маршак)
г) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика. (В. Катаев)
Стрелками соедините рисунок с соответствующим ему фразеологизмом.
Висеть на хвосте. Волосы дыбом Вылететь в трубу. Как конь в яблоках. Заткнуть за пояс. Заметать следы.
Распредели записанные ниже фразеологизмы в таблицу соответственно их морфологическим признакам.
глагольные
именные
наречные
Вывести на чистую воду, вылететь в трубу, прибрать к рукам; душа в душу жить, за обе щеки есть, положа руку на сердце; нечист на руку, воробью по колено, легок на помине.
Выпиши из текста только образные словосочетания:
а) По стене бежали стрелки, б) Природы странною игрой
Час похож на таракана. В нем двух начал раздор скрывает
Брось, к чему швырять тарелки, Как может быть он человек пустой
Бить тревогу, бить стаканы? (Б. Пастернак) И вместе с тем дурак набитый. (П. Вяземский)
в) Нельзя доверится Надежде г) В его хозяйстве небольшом
Она ужасно часто лжет: Автомобилей изобилье
Он подавал надежды прежде, Где не дойдет своим умом,
Теперь доносы подает. (Д. Минаев) Там довезут автомобили. (Э. Кроткий)
в) На сердце ________________________ скребут. (____________________________)
г) _____________________ носа не подточит. (_______________________________)
Анализ тестирования
Дата проведения тестирования: «______» _____________ 20_______ г.
(число) (месяц) (год)
Количество учащихся по списку: ________________ чел.
Количество учеников, выполнявших работу: ____________________ чел.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ ТЕСТИРОВАНИЯ.
№
п.п.
вопросы
да
нет
Кол-во
Причина, в том случае, если ответ – нет.
*вместо «да» или «нет» в колонке напротив вопроса ставим (+)
В процессе тестирования выявилось следующее: учащиеся ЗНАЮТ:
1
Что такое наука фразеология (определение)
2
Что такое синонимы
антонимы
3
Что такое фразеологизм, паремия, крылатое выражение и как их отличить от свободного словосочетания и предложения
4
Какие слова называются однозначными, какие многозначными.
В процессе тестирования выявилось следующее: учащиеся УМЕЮТ:
5
Определить особенность ФЕ в языке и речи
6
Указать исконный вариант преобразованных фразеологизмов
7
Умеют выбрать из предложенных ФЕ
фразеологические синонимы
фразеологические антонимы
8
Подобрать правильное толкование ФЕ
9
Определить через контекст значение ФЕ
10
Правильно соотнести рисунок с предложенными ФЕ
11
Записать значение ФЕ одним словом
12
Выявить с помощь словаря однозначность и многозначность ФЕ среди предложенных в задании
13
Правильно соотнести ФЕ со схемой, ей соответствующей
14
По предложенному началу правильно продолжить ФЕ
15
Определить, какой профессии принадлежат предложенные ФЕ
16
По загадке (варианту имплицитности информации), о какой ФЕ идет речь.
17
Правильно определить центральный образ, лежащий в основе ФЕ (например, образ к-л животного)
18
Умеют определить значение ФЕ
дают точное толкование
своими словами, но близкое к точному
Итого:
Приложение 2 Диагностика уровня сформированности знаний о фразеологических единицах у младших школьников
1. Найти в тексте устойчивые выражения (фразеологизмы). Подчеркнуть.
а) Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.
б) Я бы сквозь землю провалился от стыда. Глеб позавтракал на скорую руку, взял сумку с учебниками и вышел на крыльцо. Разбудить Димку было делом нелегким, потому что Димка спал, как убитый. Если бы за рулем сидел Зуев, ни рыба, ни мясо, мы ползли бы, как черепахи. Все бросили Ваню на произвол судьбы и накинулись на Букатина.
2. Привести примеры фразеологизмов со следующим значением:
очень близко ____________
попасть в неудобное положение ____________
справляться с любой работой ____________
не осрамиться ____________
небрежно, кое-как ____________
3. Объяснить, что обозначают представленные фразеологизмы:
ворон считать ____________
вышел сухим из воды ____________
рукой подать ____________
заговаривать зубы ____________
обвести вокруг пальца ____________
Составить рассказ (4–5 предложений) с использованием фразеологизмов.
Приложение 3 Критерии оценки сформированности использования фразеологических единиц в речи младшими школьниками.
№
п/п
Задания
Критерии оценок (в баллах)
0
1
2
3
1
Найти в тексте устойчивые выражения (фразеологизмы)
Не подчеркнуто ни одного фразеологизма
Подчеркнуто 1–4 фразеологизма
Подчеркнуто 5–7 фразеологизмов
Подчеркнуты все фразеологизмы
2
Приведите примеры фразеологизмов к предложенным свободным словосочетаниям (5 свободных словосочетаний)
Не приведено ни одного фразеологизма
Приведены 1–2 примера
Приведены 3–4 примера
Приведены примеры ко всем пяти словосочетаниям
3
Объяснить, что обозначают представленные фразеологизмы (5 фразеологизмов)
Не объяснено ни одного фразеологизма
Объяснены 1–2 фразеологизма
Объяснены 3–4 фразеологизма
Объяснены все 5 фразеологизмов
4
Составить рассказ с использованием фразеологизмов (4–5 предложений)
Рассказ не составлен
Составлен бессвязный рассказ без фразеологизмов
Составлен связный рассказ из 2–3 предложений с правильным использованием одного фразеологизма
Составлен связный рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких фразеологизмов
0–4 баллов – низкий уровень; 5–8 баллов – средний уровень; 9–12 баллов – высокий уровень
1 протодиакон – в православной церкви старший дьякон в соборе. Толковый словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, с. 614
2 синонимы – слова или выражения близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем, и другим (красный, алый, багровый и т.д.).
3 антонимы – слова противоположным значением (день – ночь)
4 Незаурядный – необычный, выделяющийся среди других. Толковый словарь С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова с. 397
Наумова Елена Георгиевна, учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения