kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Посуда". План - конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на решение задач обогащения активного словаря и развитие речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Посуда". План - конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»










ИТОГОВАЯ РАБОТА


по программе курсов повышения квалификации

«Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ»


«Обогащение активного словаря и развитие речи в образовательной деятельности»







Слушателя курсов

Конюшкиной С.В.,

воспитателя МБДОУ№ 18



_________________________________________

(подпись, дата)





Самара, 2015


СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ПРОБЛЕМА ОБОГАЩЕНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5

  1. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕННОЙ НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

15












Введение


Актуальность работы



Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе.

Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов

Цель работы: разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на решение задач обогащения активного словаря и развитие речи.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность процесса развития речи и обогащения активного словаря в образовательной деятельности дошкольников.

2. Отобрать наиболее эффективные средства и методы по обогащению активного словаря дошкольников в образовательной деятельности.

1. Проблема обогащения активного словаря и развитие речи в образовательной деятельности

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь формируется поэтапно 1) Гуляние - это протяжное произношение гласных букв. Гуляние в 3-5 месяцев. 2) Лепет - это произношение слогов в сидячем положении. Лепет это неосознанное произношение слогов. Он развивается в 5-7 месяцев. 3) Собственно-активная речь -произношение осмысленных слов, но в собственном варианте - автономная речь. Период автономной речи может длиться до 15-18 месяцев. К I году ребенок должен произносить 8-10 слов.  Чуть ли не с момента рождения ребенок ориентируется на слова - у них развивается пассивный словарь при постоянной речи взрослых, соотнесение слово с реальным предметом, ребенок усваивает глаголы, наблюдая за действиями взрослого в этот момент. На 1-ом году у детей нет мышления поэтому связь слова и предмета является конкретной, слово еще не стало обобщенным знаком (покажи мужские и женские часы, а ребенок показывает только одни, ребенку показываем куклу, он ее покажет, а если ее перевернуть, он уже не сможет ее показать). К 1 -му году ребенок понимает около 30-40 слов. В раннем возрасте с 1,5 - 3 лет наблюдается сенситивный период развития речи, связанный с пластичностью и восприимчивостью мозга к усвоенной речи. Речь развивается по 2-м направлениям: 1) Обогащается пассивный словарь (понимающая речь) при условии активного общения со взрослым и старшими детьми и при обучении (появление занятий). 2) Развитие активного словаря (собственно речь ребенка). Возникает как необходимое условие осуществления предметной деятельности. В 3 года ребенок говорит до 1 500 слов (существительные, глаголы, местоимения и т.д.). Ребенок использует односложные предложения, дополняя их деталями (1-1,5 г.). К 3 годам 3-х, 5-и сложные предложения. К 3-м годам речь обогащается прилагательными. Основные направления развития речи: ьььььььььььььььььььььььььььььььььь
Овладение словарным запасом - количественный рост и качественные изменения. Связь овладения словарем с овладениями понятиями (развитие мышления, способности к общению).  Развитие грамматического строя речи. Детское словотворчество. Как 1 из главных особенностей развития речи дошкольника. Осознание словесного состава и грамматического строя речи. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Обучение детей действию звукового анализа слова. Развитие функций (коммуникативной и планирующей) и видов речи (эгоцентрической, внутренней, ситуативной и контекстной - связной). Обучение дошкольников грамоте. 
Проблемой развития речи занимались: Жан Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.Н. Ушакова, С.Н.Карпова, Л.Е.Журова, Г.П.Белякова и др.
По Пиаже - социальная речь - эгоцентрическая речь - внутренняя речь.
Эгоцентрическая речь - это речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Выготский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. 
Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. По мнению Ж. Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей резко падает. Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность и практически исчезает после 7 лет. Словарная работа в детском саду рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длитель­ный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Пассивный словарь значительно больше активного.

Активный словарь — слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требуют педагогических усилий. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе с дошкольниками два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания, он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен в работах: Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О. С. Ушаковой, ЕМ. Струниной и др.). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содер­жания слова. Можно выделить две группы методов обогащения словаря: методы накопления содержания детской речи (ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Эффективными средствами обогащения активного словаря дошкольника являются: рассматривание игрушек, картинок. Их цель ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Методика этих занятий была также предложена Е.И. Тихеевой и дополнена В. И. Логиновой. В младших группах проводятся два вида занятий: 1) по первичному ознакомлению с предметами, 2) по углублению знаний о предметах. В обогащении словаря велика роль художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. В исследовании Н.П. Ивановой доказана возможность и целесообразность проведения с малышами простых словарных упражнений, основным содержанием которых являются доступные задания на словообразование, подбор синонимов к существительным, глаголам, прилагательным, показ многозначности слов. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, соответствующие глаголы. Также важна роль дидактической игры. Дидактическая игра – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. С детьми младшего возраста проводятся наблюдения за объектами ближайшего окружения. Организуются прогулки, осмотры помещения. Это экскурсии по помещению групповой комнаты, всему зданию детского сада, прилегающему участку. За один осмотр надо знакомить детей с какой- нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5-7 мин., позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка или с уголка природы. При этом вводятся новые слова, закрепляются уже имеющиеся в словаре детей.

Основные методические требования к проведению занятий, направленных на активизацию словаря в образовательной деятельности:

  1. широкое использование игровых приемов — сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения, поиски, игровые действия, атрибуты и др.;

  2. сюжетный характер игр-занятий;

  3. рассматривание предмета, его деталей;

  4. многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;

  5. активное подражание детей речевому образцу;

  6. использование вопросов, предполагающих ответ действием;

  7. формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;

  8. чередование игровых действий с речевыми;

  9. активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;











ПЛАН ОТКРЫТОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ



«Активизация словаря дошкольников в образовательной деятельности»

Группа: младшая

Тема: «весна пришла»

Цель игрового занятия: расширение словаря детей, развитие воображения, памяти.

Задачи игрового занятия: активизация словаря детей, закреплять умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.

Формы работы:

1.БЕСЕДА «освобождение весны»

Воспитатель: Ребята попробуйте угадать кого я встретила сегодня около детского сада.

Что даст весне

Веселый старт?

Сдается мне,

Что это - ...      (Март)

Воспитатель: Правильно месяц март! Вы знаете, он передал для вас письмо, хотите прочитаю?

Дети: да!

Текст письма: Дорогие ребята! Пишет вам Весна-Красна. Злая Зимушка не хочет отпускать меня из своих владений. Она отпустит меня тогда, когда вы выполните все ее задания. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель: поможем весне?

Дети: поможем!

Воспитатель: Ребята задание первое ответить на вопросы. Давайте поиграем с мячиком, я буду задавать вопросы и бросать мяч, а вы должны ловить мяч и отвечать на мои вопросы.

Вопросы к детям:

  1. Прошла суровая зима, и к нам пришла ... (Весна)

  2. Весна - это пора, когда все ... (Оживает, пробуждается, радуется, растет)

  3. Небо весной ... (Голубое, высокое, чистое, ясное)

  4. С него нам приветливо сияет ... (Солнышко)

  5. Оно уже поднялось ... (Выше)

  6. Солнце согревает землю своими ... (Лучиками)

  7. Всюду бегут ручейки, так как тает ... (Снег)

  8. Скоро вернутся из теплых краев ... (Птички)

  9. На холмах зазеленеет весенняя ... (Травка)

10) Расцветут первые весенние ... (Цветочки)

Воспитатель: молодцы ребята! С первым заданием справились. Давай те посмотрим, что нам еще нужно сделать дальше чтобы спасти весну из плена.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в волшебный лес. Я буду показывать картинки, а вы должны будете угадать какое время года сейчас в лесу.

Вопросы к детям:

1) Подснежник (весна), земляника (лето), ручьи (весна), снег (зима), первая травка (весна), орехи (осень), ежевика (лето), мороз (зима), птенцы (лето), иней (зима), листопад (осень), паутинки (осень), проталины (весна), жара (лето), сосульки (весна), ежик с яблоками (осень), опята (осень), почки на деревьях (весна) резиновые сапоги (весна), кораблики (весна)

Воспитатель: вот какие молодцы справились с заданием! А сейчас последнее задание, зима просит вас показать, как вы соскучились по весне и спеть ей песенку.

Потешка

К нам Весна лишь заглянула (Протягивают руки вперед)



В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)



И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)



Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы) «цветок раскрылся»

Воспитатель: Вот и спасли мы с вами весну из плена, а теперь будем каждый день наблюдать на улице как она входит в свои права.





































Заключение



Проанализировав педагогическую и психологическую литературу мы рассмотрели понятие речи, речевой деятельности, видов речи. Рассмотрели особенности развития речи и требования к развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Наиболее адекватной формой обучения и развития словаря младших дошкольников считаются игры-занятия. Обогащение словаря дошкольников протекает в ситуации игры, что позволяет новому материалу, новой лексике легче усваиваться. В своей работе я выделила эффективные средства обогащения словаря и развитие речи такие как: чтение художественной литературы, беседы, заучивание потешек, стихов, загадок, сюжетно-ролевые, дидактические, словесные и логические игры. Разработанный мною конспект игрового занятия включает в себя основные методические требование к проведению занятий, направленных на обогащение словаря и развитию речи дошкольников. В нем присутствует и сюрпризность и сюжетный характер, и активное подражание детей речевому образцу. Аксаков писал: "Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.

М.; Мозаика-Синтез, 1999 г.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982.

3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М.: Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозаика-Синтез, 2000 г.

8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже; нов. ред. пер. Вал. А. Луков и Вл. А. Луков. — СПб: Союз, 1997. — 254 с.

11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2003.

12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М.: Творческий центр, 2001 г.

13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мананникова Светлана Валерьевна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Презентация для развлечения по социально-коммуникативному развитию "Поделись своей добротой" в средней группе."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dlia_razvliechieniia_po_sotsial_no_kommunikativnomu_razvitiiu_po"
    ["file_id"] => string(6) "382291"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485078422"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект НОД по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_nod_po_nravstviennomu_vospitaniiu_chto_takoie_khorosho_i_chto_takoie_p"
    ["file_id"] => string(6) "361652"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479848484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства