Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Ферзь"»
План конспект по шахматам.
Тренер - преподаватель Мохна Н.В.
Тема занятия: Ферзь.
Цель: изучение с детьми шахматную фигуру «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции, ознакомить с ходом и взятием ферзя.
Задачи: - научиться делать ходы и взятие ферзём;
- развивать воображение, мышление, память;
- воспитывать усидчивость, уважительное отношение к сопернику по игре, настойчивость.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения занятия: занятие – исследование.
Дидактические материалы и оборудование: демонстрационная шахматная доска и фигуры, шахматные настольные наборы, плакаты с изображением передвижения ферзя, стихи о ферзе, образцы изображения ферзя, листы, карандаши, изображение начального положения шахмат на шахматной доске, компьютеры с установленной шахматной игрой («Динозавры учат шахматам»).
Ход занятия:
I. Организационный момент 5 мин (цель: организация внимания воспитанников, стартовая мотивация):
1. Приветствие.
2. Знакомство с целью и планом занятия.
II. Актуализация опорных знаний 10 (цель: подготовка воспитанников к активному усвоению нового материала):
Повторение ходов ладьи и слона (хоровое повторение стихов о этих фигурах):
Он наискосок идёт,
Только прикажи.
В плен противник попадёт,
Вставший на пути. (Слон).
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди. [1, с. 33]
2. Показ детьми на демонстрационной доске передвижений ладьи и слона.
3. Показ детьми на демонстрационной доске места в начальном положении ладьи и слона, называние их «адресов» (Л а1, Л h1, Л а8, Л h8, С с1, С f1, С с8, С f8).
Рис. 1. Как ходит ладья. Рис. 2. Как ходит слон.
Рис. 3. Начальное положение фигур.
III. Изучение нового материала 15 мин (цель: реализация образовательной задачи):
Графический диктант. – Сейчас мы нарисуем под диктовку шахматную фигуру. Как она называется, скажете, когда закончим выполнять это задание. (Под диктовку педагога воспитанники рисуют «портрет» ферзя на листочках в клетку).
Ферзь. 1 клетка по диагонали вверх влево, 1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали вниз вправо, 1 клетка по диагонали вверх вправо, 1 клетка по диагонали вниз вправо, 2 клетки по диагонали вверх вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка по диагонали влево вниз, 4 клетки вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 4 клетки вверх.
Знакомство с историей ферзя (демонстрация разных вариантов изображений ферзя):
Ферзь – сильнейшая фигура,
Королю всегда под стать,
Может в разных направленьях
Защищать и нападать!
Он основа для победы,
Но, порою, возгордясь,
Попадает он в ловушку,
Сам себя тогда стыдясь. [1, с.34]
Ферзь чуть меньше короля. У него на голове небольшая шапочка-корона. На демонстрационной доске у ферзя красивая корона с 5 зубцами. В Индии военачальника называли визирём или ферязью. А в европейских странах эта шахматная фигура стала королевой или дамой. Но у нас в России сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. В стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – ферязь всяческая. А прибавку «всяческая» ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. [2, с. 12 ]
Изучение ходов и взятие ферзём.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у ферзя широк.
Ферзь может ходить как ладья и как слон-
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И кажется, будто ферзю тесноват
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья ферзю удели. [1, с.34]
(Показ на доске как ходит ферзь и как делает взятие).
Рис.4. Как ходит ферзь.
Физкультминутка. Буратино шёл, шёл,
Земляничку нашёл,
Наклонился, сорвал
И дальше побежал.
IV. Закрепление изученного материала 10мин (цель: закрепить знания по изученному материалу):
1. Работа на компьютере. (В обучающей игре «Динозавры учат шахматам» открыть в разделе «Уроки», тему «Ферзь» и выполнить предлагаемые задания по отработке ходов ферзя, взятия ферзём. По окончании задания отчитаться педагогу.)
Тренировочные игры на демонстрационной доске коллективно. Игра «Стрелок в тире». Сколько «выстрелов» может сделать ферзь, нападая как ладья? (4). Назовите «адрес». Столько же, нападая как слон. (Каждую новую находку,- выстрел ферзя – отметить пешкой.)[2, с. 17]
Рис. 5. Игра «Стрелок в тире»
V. Практическая работа (цель: закрепить полученные знания на практике, посредством выполнения практических заданий на шахматной доске):
1. Расставить фигуры в начальном положении (работа в парах).
2. Назвать «адреса» ферзей.
3. Игра «Цепочка» (в парах)- белый ферзь должен побить все чёрные фигуры и добраться до белого короля. [2, с. 20]
Рис. 6. Игра «Цепочка»
VI. Итог занятия 5 мин (цель: сделать выводы о проделанной работе на занятии):