Просмотр содержимого документа
«"Осень наступила" Конспект НОД по развитию речи в старшей группе»
Конспект занятия
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Тема занятия: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.
Задачи:
Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.
Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.
Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.
Ход занятия:
Этапы
Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент:
Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.
Актуализация знаний детей
Дидактическая игра «Правильные слова»
- Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?
- Это листья.
- Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?
- Они красные, желтые, красивые, разные.
- А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?
- Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…
- Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.
Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).
Дети встают в круг.
Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)
Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.
Садятся на места.
2. Основная часть занятия:
Беседа.
Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)
Работа по схемам.
Вопросы воспитателя.
Физкультминутка «Осенние листья»
Повторная работа по схемам (для закрепления).
Развитие связной монологической речи.
Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия
Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.
Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И. И. Левитана.
Какая здесь изображена осень?
Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В. Г.
- Какую осень вы видите здесь?
- Красивая, яркая, солнечная, тихая.
- Мрачная, холодная, темная, сырая.
Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
Скажите, а какую одежду мы носим осенью?
- Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.
Что происходит с природой?
- Желтеют листья и трава, идет дождь.
Что осень делают звери и птицы?
- Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.
Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.
Посмотрите на экран:
1 схема: изменения в природе.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия людей.
По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.
- Скажите, что осенью происходит с листьями?
- Они желтеют и падают.
Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:
1 схема: изменения в природе.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия людей.
Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.
Составляют рассказы из личного опыта.
3. Заключительная часть занятия:
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.
А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.
Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.