Предварительная работа: беседы о том, кто живет в воде, рассматривание картинок, энциклопедий, работа в уголке природы, чтение художественной литературы.
Содержание организованной деятельности.
Послушайте, я загадаю вам загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
она и в чайнике у нас кипит.
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус.
- Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим).
- Чего больше, суши или воды?
Д/игра «Кому нужна вода?»
Как вы думаете, что это? (озеро) Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» Почему вы так думаете?
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!
Ребята, я хочу пригласить вас в нашу волшебную лабораторию.
- Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
С детьми проговариваются правила безопасности в лаборатории.
- Что можно сказать о воде? (Переливается)
В ручейке вода что делает? (плещется, бежит, журчит)
Из крана вода что делает? (бежит, льется, течет).
- Значит она, какая? (жидкая).
- В каком ещё состоянии может быть вода? (в твёрдом - лёд, снег).
- Как вы думаете, что стоит у вас на столе? (вода). А может быть, сок?
Почему вы думаете, что это вода?
Чем пахнет вода? Давайте понюхаем её.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель предлагает капнуть несколько капелек апельсинового сока из апельсина.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода приобретает запах того вещества, которое в него положили.
Какая вода на вкус? Давайте попробуем её на вкус.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода не имеет вкуса.
У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
загадка: Белый сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот одобряет. (Сахар)
загадка: Отдельно - я не так вкусна,
Зато я очень солона,
И в пище - каждому нужна. (Соль).
- Так что же это за волшебное вещество?
Давайте проверим (открываем, достаем соль) Правильно - это соль
загадка: Желтое, а не солнце, льется, а не вода,
на сковороде - пенится, брызгается и шипит. (Масло).
-Что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду.
Проверяем предположение детей.
Возьмите баночку с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой.
Что произошло с сахаром? Сахар исчез. Почему?
Растворился сахар в воде или нет?
Вывод: вода растворяет сахар.
Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её.
Что теперь произошло с солью?
Как вы думаете, когда мы положили в воду соль, какая она стала на вкус? А сахар?
Проверяем предположение детей: попробуйте воду. (вода стала сладкой (соленой))
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода меняет вкус.
- Как вы думаете, все ли вещества могут растворяться в воде?
- Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль?
Проверяем предположение детей: добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
- Что произошло с маслом в воде. (Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками).
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зеленой, синей. Проверяем предположение детей.
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: вода меняет цвет.
Правильно, вода умеет менять не только вкус, но и цвет.
Сюрпризный момент.
Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Она может расколдовать картинки, которые у нас лежат на столе. Если вы будете старательно, закрашивать цветной водой белый лист бумаги то мы узнаем, какие обитатели живут в воде. (на листах бумаги воском нарисованы разные виды морских обитателей)
Самостоятельная деятельность детей. (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, крабы, дельфины, акулы, осьминоги и т.д. нарисованные воском).
- Какие обитатели живут в воде?
Рефлексия: С каким свойством воды мы познакомились?
- Кому нужна вода? Вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям.
- Как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами?