Игровой: Сюрпризный момент, игра « Блиц турнир ». Ход урока:
Воспитатель: Ребята, у каждого у вас на груди есть эмблемы. (два стола в середине каждого стола лежит эмблема) и вы должны найти стол, со своей эмблемой. (дети садятся за столы) У нас образовалось две команды. В каждой команде есть свой капитан.
1.Команда «Беркутов» капитан – Думан
2.Команда «Соколов» капитан - Азамат
(на столах у детей лежат по пять картинок, стакан с водой, палочка, коробка для фишек) За каждый правильный ответ каждая команда получаете фишки ,в конце занятий мы определим победителей. (звучит музыка заходит Хозяйка Медной горы в руке у нее две коробки с минералами, открытка загадками и тарелка с золотым кольцом, с серебрянной монетой и кусочком угля).
Воспитатель: Посмотрите к нам пришла сама Хозяйка Медной горы (воспитатель здоровается, но Хозяйка Медной горы стоит важная и показывает на стол, на столе лежит бумага) ,что же она нам принесла, на бумаге написаны загадки давайте мы попробуем отгадать
Загадка первой команде:
В воду идет красный, А из воды — черный. Ответ: Уголь
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. Ответ: Газ
Загадка второй команде:
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? Ответ: Нефть
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда. Ответ: соль
(каждая команда совещаются и отгадывают загадки)
Хозяйка Медной горы спрашивает у детей :Вы знаете что это?
Дети: (дети совещаются и отвечают на вопросы) Это камни.
Воспитатель:
Сегодня мы узнаем, много нового и интересного, я специально не называю, на столе у вас лежат картинки с помощью которого вы можете отгадать, о чем мы будем говорить. В коробке лежат предметы, чтобы узнать что лежит в коробке. Вы можете задать мне 4 вопроса по этим предметам.
Дети: ( задают вопросы)
Оно одушевлённое?
Рукотворный (сделаный руками)?
Оно съедобное?
Это где применяется?
Воспитатель: Оно не одушевлённое, не рукотворный, оно не съдобное. Это применяется в разных местах, из этого делают укашения, оно применяется в строительстве дорог.
Дети: Это камни.
Воспитатель: Я открываю коробку это же минералы (воспитатель коробку с минералами ставит на каждый стол, дети рассматривают минералы)
Хозяйка Медной горы ставит детьям на стол соль и простой карандаш.
Воспитатель: Как вы думаете почему она вместе с минералами поставила соль и простой карандаш?
Дети:(совещаются) Соль и графит, который находится в середине карандаша это минералы.
Воспитатель: Правильно, минералы – это однородные вещества, встречаются в чистом виде. Бывают твердые, жидкие. Бывают мономинералы и полиминералы.
Мономинералы –это с добавлением одним химическим веществом. Например кварц , пирит.
А полиминералы с добавлением нескольких химических веществ. Попробуйте догадаться зачем нам нужны горные породы камней.
Дети: Из них делают украшения, делают фонтаны,строять дворцы, делают дороги.
Хозяйка Медной горы:( показывает уголь, золото, серебро) А это что?
Дети: Это тоже минералы.
Хозяйка Медной горы прикрепила уголь, золото, на карту Екибастузского района. Спрашивает у детей почему я так сделала.
Дети: (совещаются) Потому что ,они добываются в Екибастузском районе.
Воспитатель: Каждый минерал имеет свой знак.И на карте они отмечаются этими знаками:
А сейчас конкурс капитанов:
1. Какие минералы используются в доме при ремонте?
а) уголь
б) известь(әк)
в) соль
2. Какие минералы добывают в море?
а) газ
б) янтарь
в)нефть
Дети совещаются, но отвечают капитаны
Воспитатель: Полезные ископаемые делятся на три части:
Первое это топливо, второе руда, третье драгоценные камни.
Физ. минутка: Игра «Твердое, жидкое и газообразное»
Дети встают в круг, если твердое они просто стоят, если жидкое ходят по кругу, если газообразное поднимают руки в верх (например: уголь, железо, мыс, гелий, минералды су, пропан).
А теперь выступять мой помощники
Даниял расскажет про уголь (картинки на мольберте, кусочек угля, стакан с водой и палочка) . Уголь – горит, цвет бурый, чёрный, твёрдый, в состав угля есть другие минералы. Уголь добываются под землёй в шахтах, на земле. Добыча угля одна из самых опасных работ в мире. Уголь добывают у нас в Екибастузе, в Караганде и в Майкобе. При переработке каменного угля извлекают такие металлы как цинк, свинец, сера. Если ударит молотком уголь, он рассыпается на кусочки. Из остатков погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются гниют и превращаются в торф. Лежит такой торф в земле образуются каменный уголь. Уголь используется для тепла. Если уголь находится под землей строется шахты. И для шахтеров эта работа вредна для здоровья. В шахте темно и ничего не видно, поэтому на голове у каждого шахтера каска с лампочкой. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных молотков, грузят в вагончики и отправляют на поверхность.
Тонет ли уголь в воде? Опустите в стакан с водой уголь и вы увидите что, уголь утонул. Значит угол тяжелый.
Растворяется ли уголь в воде? Помешаем уголь в воде, размешиваем палочкой. Мы видим уголь не растворяется.
Исабек: Я расскажу вам про золото (картинки на мольберте, стакан с водой и золотое кольцо). Золото – благородный металл, очень тяжелый и очень мягкий металл, желтого цвета. Золото тяжелее серебра у него гораздо выше атомная масса. Если мы возьмем совершенно одинаковые т.е будет совершенно одинаковый объем, но масса будет разная, золото будет тяжелее. Золото добывают в горных городах и в воде. Золото обладает высокой теплопроводимостью и низким электрическим сопротивлением. Золото мягче серебра. Из 1 грамма золото можно вытянуть проволку длинной в три километра или изготовить золотую фольгу в 500 раз тоньше человеческого волоса. Через тонкие листы хорошо проходить солнечные лучи. Тонкий слой золота используются в защитном шлеме космонафтов. Чтобы отражать большой поток инфракрасных лучей в открытом космосе. Золото растворяется во ртути. Из золота делают украшения. Золото рекомендуется носить людям с болями в костях и суставов, особенно в нижних конечностях. Кольцо из золота не стоит носить целый день. Если у человека чернеет пальцы под золото, то у него что-то болит.
Опыт: Опустить кольцо из золота в воду. Кольцо утонул значит золото тяжелый металл.
Ансар: Я расскажу вам про серебро (картинки на мольберте, стакан с водой и серебрянная ложка). Серебро – металл белого цвета, очень тягучий, пластичный и ковкий. Обладает такими свойствами как блеск, хорошо проводит тепло. Серебро самый ценный благородный металл после золота. У каждого ребенка должна быть серебрянная ложка на первый зуб. Это считалось традицией. По традицией нужно было постучать по первому зубику, чтобы все зубы были твердыми и здоровыми. Из серебра делали посуды, если хранить в таких посудах воду. Вода очищается долго хранится и не портится. Серебро убивает микробы. И поэтому раньше кушали только из серебрянной посуды. Из серебра делают украшения: браслеты, цепочки, кольца. Серебро хранит нас от сглаза.
Опыт с серебрянной ложкой: Серебро используются в электротехнике в аккумуляторах, в батарейках.
Аслан: Я расскажу вам про нефть (картинки на мольберте). Нефть – это маслянистая жидкость темно, красно-коричневого или считается черным золотом. Именно благодаря нефти человечество имеет топливо для работы машин, самолетов и судов. Из нефти производится не только бензин, но и дизельное топливо, керосин, газовые смеси (бутан и пропан). Также нефть используется в производстве стройтельных материаллов и различной резины. Для изготовления смазок и масел также применяют нефть. Нефть добывают путем бурение земной поверхности. Нефть перепачивается по нефтепроводом. С помощью насоса нефть выпачивают на верх. Нефть выходит не в чистом виде, после переработки полученная нефть, имеет разный вес. Нефть добывают в Атырауских и Мангыстауских областях. Масла получается из нефти, идут на приготовления мазей и кремов. Из нефти делают смазочное масло, вазелин. Из вторичной переработки нефти получают: синтетические каучуки и резины, синтетические ткани, пластмассы, полиэтилен, пленки, растворители, краски и лаки, красители, удобрения и ядохимикаты. Жидкое котельное топливо используют для обогрева домов. В состав нефти входит около 1000 веществ. Оставщийся после перегонки нефти концентрат гидроном. Он идет на дорожные и стройтельные покрытия. Содержащие топсических паров и газов. В воздухе рабочей зоны влияют на здоровье людей. Нефть экспартируют в другие страны.
Азамат рассказывает про медь.
Жамиля рассказывает детям о извести по алгоритму.
Итог урока: Что мы узнали на уроке? Что вам понравилось? Что бы вы хотели узнать на следующей занятий? А давайте теперь посчитаем фишки, какая же команда победила. В первой команде 7 фишек, а во второй команде 8 фишек. Победила команда «Соколов».