Просмотр содержимого документа
«мой город Петропавловск»
ГККП я/с «Айгөлек» г.Петропавловск
Северо – Казахстанская обл.
Сот. 8 705 769 78 34
Раб.тел.8(7152) 312072
Номинация - «История моего города»
Маутбаева Мария Александровна- воспитатель
«Мой город - моя гордость!»
Познавательное занятие в подготовительной группе.
Цель:
Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о достопримечательностях родного города; воспитывать уважение к родному краю, развивать познавательный интерес.
Предварительная работа:
Экскурсии по родному городу, посещение выставочного зала, библиотеки.
Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города.
Сбор фотографий в альбом «Петропавловск – мой любимый город».
Рисование на тему: «Мой любимый город».
Обследование ближайшего окружения детей, личное осознание себя гражданином родного города.
Материалы к занятию:
Альбом «Петропавловск – мой любимый город»,
Карта страны, карта города,
Слайды: «Родной город – Петропавловск» с использованием ТСО (экран, проектор, компьютер).
Ход занятия:
Воспитатель:
Апостолов Петра и Павла город.
Сибирский край мой, севера звезда.
Ты, не смотря на годы, вечно молод,
Как казака душа млада всегда.
В российской ты империи родился,
В советской ты окреп и возмужал.
Когда в другой стране ты очутился,
Примером дружбы для народов стал!
Кроятся у границы очертанья,
Меняют городам их имена,
Но Петропавловск отстоял названье.
Несём мы это имя сквозь века!
А.В.Никулин (стихотворение местного поэта)
В:Ребята, о чем это стихотворение? (Дети:Это стихотворение о городе в котором мы живем - Петропавловск)
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, а вам интересно узнать как возник наш город Петропавловск? (Ответы детей)
Сегодня, ребята, я хочу вам рассказать о том, как возник наш город и какие достопримечательности есть у нашего города.
Все города нашей родины возникали одни как крепости, другие – как пристани на водных путях.
Абулхайр-хан - предводитель казахов Младшего жуза, принимая во внимание состояние народа, уставшего от продолжительной войны с джунгарами, вторжения джунгар на территорию Казахстана сопровождались гибелью людей, похищением большого количества скота, уничтожением зимовок, массовой откочевкой населения на север и запад, приведшую в упадок экономику. Абулхайр-хан попросил о добровольном принятии казахского народа в российское подданство. И 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о том, что Россия будет защищать территории и населения Казахстана, как «своих подданных». В 1740 г. царское правительство одобрило проект создания новой цепи военных укреплений. В связи с опустошительными набегами джунгар на кочевых казахов, необходимым было срочно начать строительство новой Ишимской линии, известной позже под названием Горькой. К р. Ишим двинулась экспедиция, состоявшая из драгун - название рода войск, Луцкого полка, пеших солдат Нотебургского полка и батальона Вологодского драгунского полка. (Рассказ соправаждается показам слайдов). Почти 2 тысячи людей, переправились на правый берег Ишима. Два крутых оврага, выходили к Ишиму и вместе с обрывистым берегом широкой реки создавали естественную преграду неприятелю. Экспедиции предстояло в короткий срок построить крупное укрепление святого Петра и два малых — крепости Полуденную и Лебяжью, а между ними 8 редутов - удаленных, убежищ, отдельно стоящие укрепления сомкнутого вида с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. Крепость на Ишиме имела форму правильного шестиугольника.
В бастионах, защитных сооружениях города, размещались пушки, внутри крепости — казармы, конюшни, офицерские дома, гарнизонная церковь, пороховой погреб и др. помещения. Крепость св. Петра и Павла (от того и пошло название нашего города - Петропавловск) усиливалась в военном отношении: увеличивался гарнизон, деревянные стены и бастионы заменяли земляными.
Солдаты и драгуны строили собственные дома вне крепости. Самым удобным местом для этого было Подгорье. Крепость становилась крупным центром Приишимья. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. Началось строительство мечети. Город превратился в центр духовных контактов казахского и русского народа.
Какие главные символы вы знаете? (Дети: Герб,гимн, флаг)
В:Да, действительно. И у нашего города есть символ – Герб (показ герба, который был утвержден 7 сентября 1842 года (законом №16351) Тобольской губернии))
Вос-ль: В верхней половине щита герб Тобольский. В нижней «в серебряном поле на горе верблюд, навьюченный двумя тюками наперевес и ведомый за веревку азиатцем».
А сейчас у нашего города другой Герб (показ нового герба)
Герб Петропавловска является символом Северо-Казахстанской области. Символ Петропавловска был принят в 2002 году. Что изображено на гербе города? (Ответы детей)
Вос-ль: Назовите основные цвета герба (Дети: желтый и сине-зеленый).
Вос-ль:Он выполнен в виде окружности с традиционным казахским орнаментом по периметру и представляет собой стилизованный скифский щит. В орнамент герба гармонично вписывается шанырак (центральное отверстие вверху традиционной казахской юрты). В нижней части герба изображена лента с надписью «Петропавл» (казахский вариант названия города). Шанырак объединяет четыре элемента-символа, наиболее полно характеризующие город к началу 21 века:
1. «Ключ» знаменует собой географическое положение города – «Северные ворота Казахстана»;
2. «Сноп пшеницы» – центр аграрной области, развитой переработки сельскохозяйственной продукции;
3. «Шестерня» – промышленность и машиностроение;
4. «Раскрытая книга» – образование и культура.
Автор герба г. Петропавловска Попов Андрей Михайлович".
Со временем наш город менялся, он становился все богаче и красивее и мы знаем его таким (Слайды)
Викторина «Знаем ли свой город?»
Как замечательно, что вы родились в этом прекрасном городе. А город действительно прекрасный, красивый, тихий, уютный. Я предлагаю вам совершить маленькое путешествие по улицам нашего города. ( Дети смотрят на экране фото родного города). Скажите, что есть в нашем городе?(Ответы детей: В нашем городе есть красивые здания: музеи, кинотеатры, магазины, мечети, церкви, аквапарк; памятники, больницы, парки и т.д.)
Вос- ль: Вы правы. А кто назовет, какие достопримечательности есть в нашем городе?(Ответы детей). (Показ слайдов и краткий рассказ о достопримечательностях города.)
Собор Святых апостолов Петра и Павла
Музейный комплекс «Резиденция Абылай-хана». Музей посвящен выдающемуся государственному деятелю в истории казахской государственности - Абылай-хану (настоящее имя Абильмансур).
Дом купца Юзефовича. Здание отреставрировали и передали в ведение музейному объединению - Северо-Казахстанского областного музея изобразительных искусств.
Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей.
Мечеть Кызыл Жар является центральной мечетью города Петропавловска. С казахского языка название мечети переводится как «Красный Яр».
Католический храм Пресвятого Сердца Иисуса
Памятник Абаю и А.С. Пушкину. Расположен в центральном парке.
Мемориал Карасаю и Агынтаю батырамрасполагается в центральной части города Петропавловск, на площади напротив Русского драматического театра.
Областной русский театр драмы им. Н.Погодина - один из первых театров, появившихся на территории Республики Казахстан.
Казахский музыкально-драматический театр имени Сабита Муканова был основан в 2000 г.
Северо-Казахстанский театр кукол
.
Северо-Казахстанская областная универсальная научная библиотека им. Сабита Муканова — крупнейшаябиблиотека в Северо-Казахстанской области.
Центральный парк культуры и отдыха
Парк Победы
Озеро пестрое
А сейчас я хочу узнать, какие вы знатоки родного края?
Вопросы к знатокам.
-В каком городе мы живем, и почему он так называется? (Ответы детей)
-Какие улицы своего города вы знаете?(Ответы детей)
-Что это? (герб города) Покажите на карте нашу страну. Нашу область. Наш город – дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Вы настоящие знатоки родного края.
Молодцы!
Закончилось наше путешествие по нашему родному городу Петропавловск.
Что нового вы сегодня узнали о нашем городе? (Ответы детей)
Что вам сегодня больше всего понравилось?
Сегодня вы еще лучше узнали свой город и его историю. И я надеюсь, что когда вы вырастите, вы станете достойными гражданами своего города и с большой гордостью будетем о нем рассказывать! Спасибо вам ребята!