Просмотр содержимого документа
««Моя Родина – Россия».»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №63 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя Родина – Россия».
Выполнила воспитатель Седова Н.О.
Уфа - 2017
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине. Задачи: 1.Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна
2.Познакомить с представлениями России в творчестве людей разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи, стихах; 3. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; Расширять словарный запас ( знакомство с понятием Россияне – жители России, «богатырская сила», отвага, мужество, храбрость, верность); Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности; 4.Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях; 5.Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы; 6. Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям; 7. Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание; Вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку; Предварительная работа: 1. Беседы о родной стране – России; 2. Рассматривание иллюстраций «Моя Родина – Россия (ее богатства); 3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование; 4. Знакомство детей с картой России, 5. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»; 6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам; 7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», « Никита Кожемяка».
8.Рассматривание картин русских художников Федора Васильева и Ивана Шишкина; 9.Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое; 10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны.
Окружающая среда, оборудование: песня о Родине: «Хохлома», «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёва),
карточки «Плохо», «Хорошо» (защищают Родину или нет), круги красного и зеленого цветов для дидактической игры «Светофор», репродукции: Васнецова «Три богатыря», картины русских художников Васнецова и Шишкина.
ХОД НОД
Организационный момент.
Воспитатель:
Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети!). Всем желаем доброго утра!
Сегодня мы будем знакомиться с большой и прекрасной страной, которая называется Россия. В этой стране мы живем. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо о ней много знать, любить ее и гордиться ею.
- Ребята, а вы знаете в какой стране мы живём?
Дети: мы живём в России.
-На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных людей. Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия! (на доске- Флаг России)
Россия – это государство. И как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
Дети: герб, флаг,
- Правильно. Отдавая почести этим символам, мы проявляем любовь и уважение к Родине. Государственный флаг – это знак свободы, независимости, самостоятельности государства. Кто мне назовёт цвета Российского флага?
(Ответы детей)
Воспитатель: - А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага? (Ответы детей) - Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира. - А что означает синий цвет? (Ответы детей) - Это голубое небо, реки и озера. - А что же тогда означает красный цвет? (Ответы детей) - Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине. А чтобы лучше закрепить последовательность цветов, я предлагаю сыграть в игру «Собери флаг».
Игра «Собери флаг».
(Дети собирают флаг из трех полосок красного, синего, белого цветов) .
НА ДОСКЕ-ГЕРБ.
Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны. Обычно на гербах изображают красивых и гордых зверей и птиц, например льва или орла. Иногда это могут быть сказочные животные, например дракон или единорог - белый конь с золотым рогом на голове.
Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: "Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! " Звери и птицы засмеялись: "Да что ты, белочка! Вон ты какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе! "
Тут вперед вышел огромный бурый медведь: "Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! " Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: "Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! " Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.
Кроме двуглавого орла, на нем изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец. Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.
- В детском саду есть заведующий, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах - это король, в других - королева, а в третьих - к примеру, султан.
Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент.
Портрет президента.
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная, необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте. Демонстрируется Карта России. - Это карта нашей страны. Большая – неправда-ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет? (Ответы детей) - Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов) - А синий цвет? Голубой? (ответы детей) - Это наши реки, озера, ручейки, водопады. -Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели.
-А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи? (Ответы детей) 1 Нет Земли краше, чем Родина наша! 2 Береги Землю любимую , как Маму! 3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой! - Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать. - А что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем? (Дети все вместе – все, что в сердце нашем бережем. Перечисляют)
Дети: - Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные и другое. (Дети вместе с воспитателем встают и рассказывают стихотворение «Большая семья» с движениями) Мы узнали, что у нас Есть огромная семья: И тропинки, и лесок, В поле – каждый колосок, Речка, небо голубое - Это все наше, все родное! Это Родина моя, твоя, Это наша с вами Страна, Земля!
Рассматривание картин художников.
-Ребята, посмотрите, вот картины Федора Александровича Васильева и Ивана Ивановича Шишкина! Это известные художники, которые создали живописные пейзажи наших родных простор. Они говорили: « какое же это счастье, какая радость-жить, ходить по родной земле, дышать полной грудью!».
Все это-наше с вами богатство, которое нужно сохранить!
(подходят к картине «Три богатыря» Васнецова)
Кто изображен на этой картине?
Ответы детей.
-Конечно же это богатыри. В разное время люди называли защитников Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы. Они защищают нашу Землю. Воспитатель: - Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают «богатырской силой»? (ответы детей) Дети: - Сильные, отважные, храбрые. -Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли родной.
Физминутка Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать нужно немного отдохнуть и набраться сил. Богатырь – вот он каков (показываем силача) Он силен и здоров. Он из лука стреляет (имитация движений), Метко палицу бросает (имитация), На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация). Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх) Станем как богатыри! (руки на поясе) Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения – поднимаемся на гору), Реки глубокие (качание руками внизу), Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо), Леса большие (руки вверх), А мы ребята – вот такие (имитация) Воспитатель: - Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен! А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите!
Дидактическая игра «Светофор» (Дети берут карточки красного и зеленого цветов по два на каждого ребенка) Красный цвет поднимаем – так поступать нельзя, не бережем, не защищаем нашу страну; Зеленый цвет - так поступать нужно, бережем, защищаем Родину. -Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем) Ситуации с картинками.
Подводим итоги.
Исполнение песни о Родине: «Хохлома» песня «Хохлома», (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёва)