Просмотр содержимого документа
«Моя Родина - Башкортостан»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Моя Родина»
Формы образовательной деятельности:
беседа, дидактические игры, проблемные ситуации, блиц – опрос, чтение стихов, сообщение
Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма
Задачи: Образовательная: Расширить знания детей о столице России, Башкортостана, стимулировать интерес к познавательной деятельности;
Развивающая: Развивать интеллектуальные функции, мышление, память; закреплять знания о Родине, достопримечательностях; эмоционально-ценностное отношение к родине.
Воспитательная:Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма.
Словарь новых слов: иллюминатор, Кремль, карьер, горняцкий, куранты, башня, столица.
Предварительная работа: беседа о родном городе, о городах Башкортостана, о Москве, целевая прогулка по городу, рассматривание иллюстраций, альбомов о городе и городах Башкортостана, изготовление буклетов и коллажей с привлечением родителей, игровая деятельность.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, баннер Туристическое агентство «Мир путешествий», макет детского сада, видеоролик о Сибае, слайды по занятию, разрезные картины, ватман, иллюстрации: Кремль, Спасская башня, Красная площадь, памятник С.Юлаеву, картины о Сибае
Ход организованной образовательной деятельности
Музыка Путешествие
Здравствуйте, дети! Как вы думаете, кто такие путешественники?
Как вы думаете, с какой целью люди путешествуют? (Предполагаемые ответы детей: Где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное, знакомиться с новыми людьми)
Дети, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
И я люблю путешествовать. Раз наши желания совпадают, я предлагаю вместе отправиться в путешествие.
Чтобы лучше организовать наше путешествие, предлагаю обратиться в туристическое агентство.
Воспитатель. Как вы думаете, чтотакое – туристическое агентство? (Предполагаемые ответы детей: Там предлагают билеты в разные города. Там можно купить путевку.) Правильно, здесь нам помогут купить путевки, билеты, помочь советами, сделать наше путешествие удобным. Ведь отдых должен быть приятным, познавательным и, главное, безопасным.
Итак, мы обратимся в Туристическое агентство «Мир путешествий». Давайте позвоним.
Воспитатель. (ЗВОНИТ) - Здравствуйте! Это Туристическое Агентство. К вам обращаются дети группы … детского сада … г.Сибай. Мы хотим отправиться в путешествие. Что вы можете предложить на сегодняшний день?
(Можно голос). - Наше туристическое агентство предлагает путешествия в разные страны и города мира! На сегодняшний день остался тур по нашей родине, где вы узнаете много интересного. Вы согласны? ДЕТИ: Да, согласны.
С турагенства менеджер вам доставит билеты и карту маршрута. Он поможет выбрать вам самый удобный и безопасный маршрут.
Менеджер приносит буклеты, карту, билеты.
Воспитатель: Ребята, менеджер туристического агенства доставил карту маршрута, билеты. Пожалуйста, посмотрите рекламные буклеты, нам предлагают посетить достопримечательности нашей великой родины.
Ребята, скажите, как называется наша Родина? (Ответы детей: Россия). Давайте подойдем к карте поближе и посмотрим нашу Россию. (Показ на карте). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде, надо ехать семь дней, а на самолете лететь сутки.
На чем бы вы хотели отправиться в путешествие? (Ответы: Мы бы хотели полететь на самолете, на поезде, на автобусе, на воздушном шаре)
Вы предложили отправиться на самолете. Давайте сначала на карте маршрута мы отметим столицу России флагом. (Ставлю флажок.) Как вы думаете, это какой флаг? (Предполагаемые ответы детей: Это флаг России). Правильно, это флаг России.
Основная часть
Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие по Родине на самолете. Объявляется посадка. Уважаемые путешественники! На ваших билетах указаны ваши места. (На билетах номера). Просим занять свои места! Садитесь поудобнее! Пристегните ремни! Мы отправляемся!
Мы летим над нашей Родиной. Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине в знак любви и гордости за свою страну. Пока летим, предлагаю вспомнить пословицы о Родине, родной земле. Предлагаю посмотреть на экран: там «спрятались» пословицы. Давайте мы их вместе скажем.
Человек без Родины, что соловей без песни
На чужой стороне и весна не красна
Береги Родину как зеницу ока.
Родина – мать, умей за неё постоять
Чужбина — калина, родина — малина.
У каждой страны есть главный город - своя столица. Пристегните ремни, мы совершаем посадку в столице нашей страны. Как называется столица нашего государства? (Ответы: Москва.)
Давайте вместе скажем: столица. (словарная работа).
Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. (Воспитатель включает запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.)
Какие звуки вы услышали? (Предполагаемые ответы детей: Я услышал колокольный звон. Я услышал бой часов.).
Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади.
Скажите, как называется главная площадь Москвы? (Предполагаемые ответы детей: Красная площадь).
А почему её назвали "Красной", вы знаете? (Слайд - Красная площадь). Я предлагаю вам послушать … (ребенка).
Рассказ ребенка: Красная площадь – главная площадь столицы. Ее название «Красная» означает красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. На красной площади проходит парад.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Звонарь»
Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть на площади. (Слайд – Кремль). Как вы думаете, что это? (Словарная работа: Кремль).
О Кремле нам расскажет ….
Рассказ ребенка: Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. А ещё случалось, что на города нападали вражеские силы. Тогда решено было построить Кремль из камня. И с тех пор стали называть Москву белокаменной. Прошло ещё целых сто лет и только тогда москвичи построили новые стены Кремля, теперь уже из кирпича.Таким мы видим его и сегодня. (слайд «Московский Кремль»)
Воспитатель: (Слайд - Спасская башня) Рядом находится Спасская башня.
(Нажать мышкой и исчезает изображение. Обращают внимание, что башня исчезла, а появились разрезные картины.)
Что можно сделать? Можно восстановить башню из разрезных картин? Давайте перейдем в центр конструирования и сделаем это. Выкладывают башню из разрезных картин и появляется слайд с изображением башни.
Давайте посмотрим внимательно на башню. Что еще мы видим? (После ответа детей, слайд-куранты) Это куранты, главные часы страны. Это самые точные часы, они показывают правильное время, по которому живет вся Россия. (Бой часов)
Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по России. Давайте посмотрим карту маршрута: какой город следующий? (Предполагаемые ответы детей: Город Уфа.) Как отмечен на карте? (Предполагаемые ответы детей: отмечен флагом республики Башкортостан.) Правильно,займите свои места, пристегните ремни.
Как бы не велика была Родина, но начинается она всегда там, где человек родился и вырос. Это место называется малой Родиной. Для нас это наша республика – Башкортостан. Мы летим над нашей малой родиной. Дети, в поезде, автомобиле, автобусе – окно, а в самолете …? (Предполагаемые ответы детей: Иллюминатор) Правильно, иллюминатор. Давайте вместе скажем это слово. (Словарная работа)
Воспитатель: Посмотрите в иллюминатор. (На экране появляются слайды о природе Башкортостана) Что вы видите внизу? (Ответы: горы, реки, озера.) Какие горы проходят по всему Башкортостану? (Уральские горы)
Какая самая знаменитая, длинная река в нашей республике? (Агидель)
Мы с вами совершаем посадку в столице нашей республики – в городе Уфе. Здесь мы посетим только памятник С.Юлаеву. (Слайд)
- Вот памятник национальному герою Салавату Юлаеву. - Где он расположен? (на берегу реки Агидель) Это самая большая конная статуя в России, высотой почти 10 метров и весом 40 тонн. Памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Сосланбека Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 лет.
- Что Вы знаете про С.Юлаева? (Это национальный герой, поэт, воин).
Правильно. Салават Юлаев был не только великим воином, но и замечательным поэтом, который очень любил свою Родину и писал об этом в своих стихах. Ребята, мы с вами знакомились со стихами С.Юлаева. кто расскажет стихотворение «Родная страна»? (Ребенок рассказывает)
Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, -
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.
Как народная пословица гласит, в гостях хорошо, а дома лучше. Прошу занять свои места. Мы с вами отправляемся в столицу Зауралья – Сибай. Мы пролетаем над городами Башкортостана. Посмотрите налево, направо, вниз, что вы видите? (В презентации вид разных городов)
В нашей республике городов всего 21. Я предлагаю, сидя на своих креслах, поиграть: Скажите, какие города Башкортостана вы знаете? (я передаю флажок, дети передают друг другу, называют город в Башкортостане). Молодцы, много городов назвали.
Воспитатель: Пристегните ремни, мы совершаем посадку в самом красивом, зеленом городе Башкортостана. Предлагаю посмотреть музыкальный фильм о нашем городе. (Просмотр видеоролика о Сибае).
Воспитатель: Наш Сибай горняцкий город. Как вы думаете, почему наш город называют горняцким? (Ответы детей: В Сибае добывают руду. В Сибае есть карьер.) Правильно, Сибай славится своим карьером. (На экране слайды о Сибайском карьере). По глубине этот карьер занимает четвёртое место в мире и первое в Европе. Один из самых глубоких в мире. Его глубина – более 500 метров, а диаметр карьера – 2 километра. Его глубина такова, что даже стоя на краю, не видно дна воронки. В Сибайском карьере и в наши дни добывают медно – цинковый и медно – серный колчедан.
Воспитатель: Дети, мы сказали, что наш город горняцкий. А еще каким мы можем назвать наш город? Расскажите, пожалуйста, о своем городе.
В нашем городе много деревьев. Какой наш город? – Зеленый
Весной и летом цветут цветы. – Цветущий.
В нашем городе много спортклубов, занимаются спортом. – Спортивный.
В нашем городе есть театры, музеи, кинотеатры. – Культурный.
К праздникам город украшен шарами, флагами. – Нарядный.
Когда мы спим, город какой? – Ночной.
Мы очень любим наш город. – Любимый.
Молодцы, действительно, наш город маленький, но очень уютный. Мы любим свой город. И хотим, чтобы он был красивым. А что мы можем сделать, чтобы наш город процветал?
(Предполагаемые ответы детей: Мы можем посадить цветы. Я бы убрал мусор. Нельзя выбрасывать мусор. Нельзя рвать цветы на клумбах. Надо беречь фонтаны.)
Наше путешествие подходит к концу. Предлагаю поиграть в блиц – опрос «Я знаю о Родине?»
1) Как называется наша страна? (Россия)
2) Столица России? (Москва)
3) Как называется наша республика? (Башкортостан)
4) Столица Башкортостана? (Уфа)
5) Как называется город, где вы живете? (Сибай)
6) На какой улице находится наш детский сад? (Чайковского)
7) Какие достопримечательности есть в нашем городе? (музеи, памятники, мечети)
Вы все молодцы. Знаете и любите свой город!
Воспитатель:Ну что же ребята, наше путешествие закончено, хочу спросить вас: вам понравилось путешествие? Если вам понравилось наше путешествие, тогда предлагаю вам оставить в нашей Книге Отзывов (на ватмане) свои автографы, то есть наклейте на ватмане ту картину по нашему путешествию, где вам больше всего понравилось.