Просмотр содержимого документа
«Модель итогового занятия «Путешествие в страну Математики»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 44»
Модель итогового занятия
«Путешествие в страну Математики»
с использованием технологии ТРИЗ,
блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
/Познавательное развитие, речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие/
(старшая группа)
Провела: воспитатель
высшей кв.категории
Капралова О. Н
г. Саранск, 2018
Цель: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Задачи:
Образовательные: выявить уровень знаний детей; закрепить счет в пределах 10; умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа; уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; закрепить умение ориентироваться в пространстве; закреплять знания названий дней недели, их последовательность; упражнять в порядковом счете.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность, связную речь детей, внимание, память, логическое мышление, сообразительность, воображение;
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, чувство радости от совместных действий, доброжелательные отношения.
Методические приемы: сюрпризный момент, математическая разминка, игры с блоками Дьенеша, технология ТРИЗ (дидактическая игра «Да-Нет»), физкультминутка, игры с палочками Кюизенера, дидактическая игра «Живая неделя», развивающие математические игры, итог.
Материал и оборудование: воздушный шар, конверт с письмом и разрезной картинкой волшебника, кубики с цифрами, шкатулка с призами, карточки с цифрами и знаками, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, медальоны с буквами, мяч, ноутбук, мультимедийный экран, проектор.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. (открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам. Дети: Собрать картинку. Дети собирают картинку. Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-математик!
Слайд 2
На экране появляется Профессор – Математик.
Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное! Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот учебный год. И я хотел бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Кубики лежат в лукошке, а лукошко у окошка».
Дети находят корзину с кубиками у окна. На каждом кубике карточка с цифрой. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой).
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие!? Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра 1 – здесь наше первое испытание. (Воспитатель открывает конверт)
Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам математическую разминку.»
Математическая разминка.
Цель:закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход:Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (2)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10?
(После выполнения заданиядети получают первый медальон). Воспитатель:Молодцы! Мы добыли первую подсказку- медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску. (Ребенок достает кубик с числом «2» и находят соответствующую цифру). Воспитатель: Назови, какая это цифра?
Ребёнок: Два.
Воспитатель:И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (СЛАЙД 3) Вот какой красивый замок у Профессора – Математика. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).
Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры?
Дети за столом составляют группы и геометрические фигуры.
1. по форме
3. по цвету
4. по ширине
5. по величине.
Дети поочерёдно складывают блоки.
Воспитатель:Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.
Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая. (Да)
СЛАЙД 4
Загаданная фигура появляется на экране.
Медальон ставим на доску.
Воспитатель: А сейчас нас ждет физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А нас ждет следующее задание!
(Берут следующий кубик под цифрой 3).
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера.
СЛАЙД 5.
Воспитатель: И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.
На экране появляется лесенка.
СЛАЙД 6.
Работа с палочками
Воспитатель: Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.
Дети: голубая
Воспитатель: Какая палочка по цвету находится между 3 и 5, какому числу она соответствует.
Дети: красная, четыре.
Воспитатель: Какая по счету синяя палочка и т.д.
Дети: девятая
Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка?
Дети: Пять.
Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку.
Дети: Из пяти белых;
- из 1 белой и 1 красной,
- из 1 розовой и 1 голубой.
- 2 белые и 1 голубая,
- 3 белые и 1 розовая.
Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!
Медальон выставляют на доску и берут кубик с числом «4».
Воспитатель: А теперь мы с вами попадаем в город времени. (СЛАЙД 7) Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого, мы с вами ненадолго превратимся в дни недели.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).
Воспитатель: Молодцы!
Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.
Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
(ребенок берет мяч с числом 5).
И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.
СЛАЙД 8
Злой волшебник заколдовал жителей счетного королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратиться в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края). Как можно назвать каждую из частей? ½. А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼. Молодцы, злые чары сняты!!!
Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задания. Выложите все цифры правильно в порядке возрастания.
Дети выкладывают числовую прямую.
Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 9
Воспитатель:(ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.
ребёнок считает.
Воспитатель:(ИМЯ), ты посчитай теперь в обратном порядке.
ребёнок считает.
СЛАЙД 10; 11; 12.
Воспитатель:Посмотрите на экран: какое число пропущено? (2…4, 8…9)
СЛАЙД 13
Воспитатель: Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
4 5
9 9
5 6
3 2
6 7
1 2
СЛАЙД 14
Воспитатель: Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
Выполняют физкультминутку.
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Вправо – тоже посмотри.
Вверх потянемся, пройдёмся.
И на место вновь вернёмся.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда! (медальон выкладывают на доску и берут последний кубик с 6 цифрой). Воспитатель: А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
Игра «Что, где?».
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал:мяч.
Ход:игра проходит в кругу с мячом.
Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.
Задачи:
1) Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось? (4)
2) Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)
3) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело? (7)
Итог Воспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их. (дети вспоминают все задания, которые они выполняли). Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в них - давайте его скорее прочитаем. (дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук).