- развивать у детей смекалку, сообразительность. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине.
Оборудование и материалы: аудиозаписи народной казахской музыки в исполнении оркестра народных инструментов, плоскостные изображения народных музыкальных инструментов, картинки с изображением национальной одежды, юрта, государственных символов, карта Казахстана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать у детей смекалку, сообразительность. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к Родине.
Оборудование и материалы: аудиозаписи народной казахской музыки в исполнении оркестра народных инструментов, плоскостные изображения народных музыкальных инструментов, картинки с изображением национальной одежды, юрта, государственных символов, карта Казахстана.
Ход организованной учебной деятельности.
1. Организационный момент.
Логопед: «Здравствуйте» - ты скажешь человеку дети.
«Здравствуй!» - улыбнется мне в ответ
И, наверное, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Логопед: Что мы желаем человеку, когда говорим «Здравствуйте»?
Дети: Здоровья.
Логопед: Здравствуйте, маленькие Казахстанцы! Вы знаете, почему я так к Вам обращаюсь?
Дети: Потому что мы живём в Казахстане.
Логопед: Да, потому что всех, кто живёт в Казахстане, называют Казахстанцами.
Давайте возьмёмся за руки, сделаем большой круг. А теперь поднимем руки высоко-высоко и покажем всему миру, какая у нас огромная родина – республика Казахстан и с гордостью скажем – Мы Казахстанцы.
2. Введение в тему:
Логопед: Что вы можете сказать о нашей Республике? Какая она? Чем знаменита? Какай наш Казахстан?
Логопед: А вы знаете, что у каждого государства есть символы. Наш Казахстан имеет свой флаг – ту, герб – елтанба.
Дети проговаривают.
Логопед: Обратите внимание весь Герб Республики представляется как Шанырак – в переводе с казахского языка – крыша дома. У нас у всех один общий дом – эта наша Родина, наш Казахстан.
3. Дидактическая игра «Собери флаг, герб».
4. Беседа о роном крае.
Логопед: Назовите, кто наш президент?
Дети: Республики Казахстан – Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Логопед: Как называется наша столица?
Дети: Астана.
Логопед: В каком городе мы живём?
Дети: Петропавловск.
Логопед: Послушайте, я произнесу одно слово «Родина». Правда красивое слово! А как сказать Родина на казахском языке.
Дети: Отан.
Логопед: Молодцы, скажите слово Родина с гордостью, с любовью, Произнесите его шёпотом, по слогам.
Логопед: У каждого человека есть своя Родина. Это край. Где он родился, где живут его близкие люди. Слово родина очень похоже со словами: родной, родная. Например, родной дом, родная страна. Подумайте, какие ещё словосочетания можно составить?
Дети: Родная мама, родной папа, родная бабушка, родной дедушка, родной дом, родной город, родная семья.
Логопед: В каждой стране есть памятник или здание, которое является его символом. Во Франции - это Эйфелева башня, в Египте – пирамиды, в России – Кремль. Посмотрите и скажите – символом какой страны можно назвать – это здание (Байтерек).
Дети: Казахстан.
Логопед: Где находится это здание?
Дети: В Астане.
Логопед: Столицей какой страны является Астана?
Дети: Казахстан.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о нашей стране – это Казахстан. Давайте, подумаем, что особенного есть в нашей стране, чем славится наш народ, чем мы с вами можем гордиться. Закройте глаза и представьте себе необъятные просторы нашей Родины. У нас есть бескрайние степи и высокие горы, голубые озера и зеленые леса.
Логопед: А где можно увидеть изображение любой страны целиком?
Дети: На глобусе или карте.
Логопед: Каждая карта имеет свои обозначения. Разные природные зоны обозначают определенным цветом: горы – коричневые, степи –оранжевые, леса- зеленые, реки и озера – синие. Можно всё это изображать в виде символов:
Горы –
Леса –
Степи –
Реки –
Озера –
Давайте, поставим символы, соответствующие цветам на карте нашей страны.
(дети работают с контурными картами)
5. Национальный казахский костюм.
Логопед: Посмотрите пожалуйста чем отличаются люди изображенные на этой картинке?
Дети: Они в разных одеждах.
Логопед: Правильно люди на этом рисунке изображены в своих национальных костюмах. В нашей стране живут люди разных национальностей, но мы сегодня более подробно рассмотрим казахский национальный костюм.
Логопед: Как называется женский казахский распашной жилет?
Дети: Камзол.
Логопед: Как называется украшенный теплый женский халат?
Дети: Шапан.
Логопед: Как называется рубаха-платье девушки?
Дети: Койлек.
Логопед: Как называется женский головной убор?
Дети: Такия, борик, саукеле.
Дети отвечают на вопросы.
Логопед: Чем похожи мужской и женский костюм?
Дети: Они украшены орнаментом.
Логопед: Где ещё мы можем встретить орнамент?
Ответы детей. (посуда, ковры)
Логопед: В прошлом казахи вели кочевой образ жизни, и чтобы сохранить вещи они часто делались из дерева.
Предметы сделанные из дерева – деревянные
Из камня – каменные
Из металла – металлические
Из бумаги – бумажные
Из стекла - стеклянные
Значит, в нашей стране есть национальная одежда, посуда, украшенные орнаментом.
6. Физминутка. «Хорошо».
Логопед предлагает поиграть в игру – разминку «Хорошо» (дети стоят в кругу).
Хорошо, что солнце светит (Изображают солнце)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер (Изображают ветер)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями (Шагают)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме ( Обнимают себя)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном! (Разводят руки в стороны)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо там. Где наш дом (Изображают дом)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо кружится в танце (Кружатся)
Хорошо! (Хлопают в ладоши)
Хорошо быть Казахстанцем (Выставляют большой палец)
Хорошо!
7. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Лошадка».
Логопед: Наша страна занимает очень большую территорию и раньше по её просторам передвигались в основном на лошадях.
- Каких животных разводили казахи?
Ответы детей.
- Почему лошадь считается самым почитаем животным?
- Как называется целебный напиток из лошадиного молока?
Дети: Кумыс.
Мы с вами тоже знаем упражнение для язычка, которое называется «Лошадка». Давайте вспомним его.
А что ещё необычного есть в нашей стране, что связано с прежним образом жизни.
8. Юрта.
Логопед: Казахи, вели кочевой образ жизни и поэтому у них было необычное жилище, которое можно было перевозить с одного места на другое. Как называется разборное жилище казахов?
Дети: Юрта.
Логопед: Чего нет в юрте?
Дети: Окон и углов.
Логопед: Поэтому в юрте удобен круглый стол на низких ножках.
Логопед: В нашей стране живут очень гостеприимные люди. Когда гости приходят в дом обязательно звучит музыка.
Логопед: Какие народные инструменты вы знаете?
- У этого инструмента две струны, длинный гриф. Инструмент этот есть почти в каждой казахской семье (домбра).
- Этот инструмент поет низко, протяжно при помощи смычка (кобыз).
- Название этого инструмента говорит о количестве его струн? (жетиген)
Дети отвечают на вопросы. При правильном ответе достается картинка с изображением инструмента.
Логопед: А сейчас я предлагаю вырезать и украсить домбру.
Дети вырезают домбру по трафарету и украшают её орнаментом «тюльпан».
(звучит музыка)
9. Итог ОУД.
Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Родина – самое прекрасное на свете. У каждого человека есть своя Родина. В нашей стране живут люди разных национальностей: казахи, русские, немцы, татары, уйгуры, украинцы и многие другие. Для всех нас Казахстан – это Родина. Недаром говорится в казахской пословице: «Хороший джигит землю объедет, потом всё равно на Родину приедет».
Логопед: Что вам запомнилось на нашем занятии? Какой увидят нашу страну её гости?