1. Познакомить детей с научно-просветительским учреждением «Планетарий».
2. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях космоса, о космонавтах.
3. Развивать внимание, память, наблюдательность. Умение работать в команде.
Предварительная работа: цикл бесед «Что такое космос»
Материалы: мультимедийная презентация; листы бумаги синего цвета с созвездиями на каждого ребенка, бумага для оригами, фломастеры. Ободки с изображениями планет. Видеоролик запуска ракеты с космодрома Байконур, ноутбук, телевизор.
Ход деятельности:
Воспитатель: Дети мы сегодня с вами посетим очень интересное место. Называется оно «Планетарий». Планетарий – это научно-просветительное учреждение, в котором показана небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками. По-простому – музей космоса.
- Приглашаю вас в первый зал, который называется «Звездное небо».
1 зал «Звездное небо»
- Как вы считаете, в какое время суток можно наблюдать звездное небо? (ночью, вечером)
- Что можно увидеть на звездном небе? (луну, звезды, созвездия)
- Что такое луна? (спутник Земли)
- Что такое звезды? (это огромные газовые шары)
- Почему же мы видим их маленькими? (они далеко находятся)
- Что такое созвездия? (это фигуры, которые образуют звезды)
Воспитатель: Посмотрите на звездное небо планетария: вот Полярная звезда, по которой раньше ориентировались мореплаватели. В какой стороне Полярная звезда – там и север.
Вот Большая медведица и Малая медведица, на что они похожи? (на ковш)
Рассмотреть 3-3 созвездия.
- А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и дополнить небо созвездиями. У вас на столах «кусочки» звездного неба, вам надо соединить линией звезды, чтобы получились созвездия.
Воспитатель выставляет на магнитную доску «кусочки» звездного неба, дети называют созвездия.
Воспитатель: Переходим во второй зал «Космос»
2 зал «Космос»
- Кто из вас ответит, что такое космос, космическая система? (огромное пространство, небо со звездами, планетами и т.д.)
- Наша космическая система называется «Солнечная система», потому что все планеты движутся вокруг Солнца. У каждой планеты своя «дорога» – орбита.
- Что такое Солнце? (звезда, огромный раскаленный газовый шар, вокруг него вращаются все планеты)
- Сколько планет в Солнечной системе, назовите их (9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
- Давайте изобразим Солнечную систему и все планеты расскажут о себе.
Игра «Парад планет»
Звучит «космическая» музыка. Дети надевают ободки-планеты. Солнце встает в центре. Дети-планеты выходят поочередно на свою орбиту и рассказывают о себе. Остальные дети изображают космические тела.
1. Я – Меркурий! Первая планета от Солнца! Я самая горячая планета, на мне нет ни воздуха, ни воды!
2. Я – Венера! Вторая планета от Солнца! Самая яркая планета. Люди называют меня Утренней или Вечерней звездой!
3. Я – Земля! Третья планета от Солнца! Я – чудо природы, потому что я единственная планета Солнечной системы, на которой есть воздух и вода! Есть жизнь!
4. Я – Марс! Четвертая планета от Солнца! Меня называют красной планетой, потому что на мне много красного песка и большое количество железа!
5. Я – Юпитер! Пятая планета от Солнца. Я очень большая и состою из газа. Меня называют великаном.
6. Я – Сатурн! Шестая планета. Я тоже великан. Вокруг меня вращаются кольца из камней и льда.
7. Я – Уран! Седьмая планета. Я самая холодная планета-гигант. Моя поверхность состоит из льда и камня. Я вращаюсь, как бы лежа на боку!
8. Я – Нептун! Восьмая планета от Солнца. На мне всегда темно и холодно, потому что я нахожусь дальше всех от Солнца. Здесь дуют самые сильные ветра!
9. Я – Плутон! Девятая планета от Солнца. Я самая, самая далекая. Здесь всегда ночь и холод.
Выходит Луна, берет за руку Землю.
10. А я – Луна! Я спутник Земли. Земля притягивает меня к себе, поэтому я всегда рядом. Все меня видят только с одной стороны.
Все планеты под музыку проходят вокруг Солнца.
Воспитатель:
А планеты-шалунишки,
Словно мячики-малышки,
Резво бегают по кругу.
Чтобы не мешать друг другу,
Выбирают свой маршрут:
Там сегодня, завтра тут.
Все снимают ободки и уходят на места.
Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Перед нами третий зал «Космонавтики»
3 зал «Космонавтики»
- Вы знаете, ребята, что люди не сразу полетели в космос, сначала туда отправили спутник, изобретенный нашим ученым Сергеем Королевым.
- Потом полетели собаки. Назовите клички этих собак. (Белка и Стрелка)
- Кто из людей первым отправился в космос? (Юрий Гагарин)
- 12 апреля 1961 года впервые в мире Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на космическом корабле. Этим подвигом гордится наша страна. В честь этого важного события 12 апреля отмечается День Космонавтики.
- Назовите, каких еще космонавтов вы знаете? (Герман Титов, Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Андриян Николаев, Борис Егоров, Константин Феоктистов).
- Чем занимаются космонавты во время полета? (Они ведут различные наблюдения, изучают поверхность Земли, Луны, других планет. Сообщают о приближающихся бурях, ураганах, уточняют прогноз погоды, обеспечивают спутниковую связь.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, как происходит запуск ракет с космодрома Байконур.
Просмотр видеоролика «Запуск ракеты с космодрома Байконур».
- Ребята, мы с вами отправляемся в конструкторский отдел и изготовим из бумаги ракеты в технике оригами.
Под музыку изготавливают ракеты
- На память о нашей встрече подарите гостям ракеты-сувениры.
- Вот и закончилась наша экскурсия, пора возвращаться. Ребята, вам понравилось? О чем мы говорили сегодня, что узнали, что вам больше всего запомнилось?