Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей по фольклору»
Консультация для воспитателей
« Особенности проведения фольклорных праздников»
Сообщение на пед.совет
Подготовила музыкальный руководитель МКДОУ №23
Коваль С.А.
2017г
Народная культура- одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Обращение к народной культуре всегда ценно и актуально. В наше время компьютерных технологий народный язык начинает терять свою эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа с раннего детства. Это очень важно в период становления ребенка, ведь современные дошколята живут во время, когда русская культура испытывает влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, как высокохудожественные, так и сомнительного качества. Бэтмены, люди – пауки, вампирята, монстрики и другие и другие иноязычные герои отличаются от традиционных русских персонажей, звучащие музыкальные мотивы зачастую далеки от традиционной русской музыки. Как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода? Изумительные фильмы – сказки, где добро всегда побеждает зло? Академик Д.С. Лихачев говорил: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь тому подтверждение – живое отражение этой жизни. Он складывается веками и включал все наблюдения человека за природой. Народные праздники – дни, посвященные богам, которые регулируют жизнь в природе и запрещают людям вмешиваться в установленный порядок.
Когда на Русь пришло Христианство, оно слилось с традиционной языческой культурой и духовно обогатило её. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы и тд. были приурочены к определённым дням и находились под покровительством христианских святых. Бытующие в народе языческие обычаи, различные магические действия (гадания, закликания птиц и животных, обращение к силам природы) широко использовались православными праздниками. В каждой области России праздники обрастали местными обычаями, ритуалами, церемониями.
Этнофольклор – это важное средство воспитания в подрастающем человеке сознания своих национальных корней, характера мышления, воспитания патриотизма. Формируя устойчивый интерес к народному творчеству и знания о нем, мы воспитываем уважение к народным традициям, а это важное социально – нравственное качество личности.
Дети должны знать, что народное творчество – это художественное искусство, которое создает народ. Оно включает в себя:
фольклор (включает в себя разнообразные жанры: игровые, лирические, плясовые, обрядовые песни, приуроченные к народному календарю, детские потешки и тд.)
народную поэзию, сказки
театр
музыку
танец
изобразительное и декоративно прикладное искусство
архитектуру
Детей необходимо знакомить с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами и особенностями народного костюма.
Дети должны знать ответы на вопросы:
Кто создавал народные сказки;
Как возникли пословицы и поговорки;
Кто автор колыбельных песен, потешек, прибауток;
Как и из чего строились дома в старину;
Какое было убранство дома (сундуки, печки и тд);
Где спали (лавки, печка, люльки)
Какая была посуда? (глиняная, деревянная) Как называлась? (ушат, лохань и тд) Как использовалась;
Какие были музыкальные инструменты (ложки, балалайки, трещотки, свистульки и тд), а так же предметы, которые использовались как музыкальные инструменты (коса, пила);
Какие праздники отмечали, какие песни пели;
Какая была народная одежда;
Какими именами называли;
Какими инструментами работали;
Какие были профессии?
Какие были игрушки (матрешка, богородская, архангельская, дымковская, филимоновская и тд), из чего изготавливали. Какие на них были узоры.
Какая была народная роспись (хохлома, городецкая, мезенская, жостовская и тд). Что изображалось.
Устное народное творчество должно занимать особое место в жизни дошкольника. Это потешки, пословицы, поговорки, частушки, загадки, а так же более крупные формы- сказки, былины. Детям нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая доступная форма изложения. Сказки являются для ребёнка и учителем, и толкователем нравственных заповедей.
И, конечно же, «народная песня, - как говорил М.Е. Пятницкий,- это художественная летопись народной жизни». Народные песни очень важны, особенно на ранних стадиях развития детей. Благодаря естественной звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха. Кроме того, работа над фольклором сценична, требует умения создавать художественный образ, что способствует развитию актерского мастерства.
Резюме: Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть глубоко национальными.Это поможет детям понять, что они часть своего народа.
Проведению фольклорного праздника или развлечения должна предшествовать подготовительная и планомерная работа в группе, затрагивающая не только разучивание фольклорного материала к намеченному празднику, но и раскрывающая особенности и многообразие русской народной культуры и особенности старинного быта. Только в этом случае праздник будет понятен ребенку, как традиция, вытекающая из многовековой культуры своего народа.