Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "В песне душа народа"»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «В песне душа народа»
Подготовительная группа
Белоконева А.А.,
воспитатель МБДОО№1 «Чебурашка»
республика Адыгея ст. Гиагинская
Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества.
Задачи: познакомить детей с русским фольклором на примере народных песен, показать их разнообразие; воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке; развивать эмоциональный отклик на музыку.
Оборудование: грамзапись русской народной музыки «Ай, да берёза».
Ход занятия
В: Ребята, мы начнем наше занятие со сказки. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата.
Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат-то вроде спит.
- Спишь? – спрашивает царь.
- Никак нет, - отвечает солдат, - не сплю.
- А что делаешь?
- Звёзды считаю.
- Ну и много насчитал?
- Здесь тьма-тьмой. Здесь семьдесят со мной, здесь не успел посчитать – вы помешали…
Попробуй, проверь этого солдата.
А сколько песен на Руси? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою звезды. А песни эти создавал сам народ, и передавались они из уст в уста, из поколения в поколение. Один человек придумал, другой услышал и внёс что-то своё, другому передал. И «кочевали» эти песни от матери к дочери, из избы в избу, из деревни в деревню. Поэтому и называли эти песни народными.
Всегда русский народ любил песню: весёлую и грустную. Она всегда сопровождала людей: от самого рождения и во все основные моменты жизни, помогала работать и отдыхать».
Много песен было посвящено нашей родной земле, природе. Русский народ берёг её и воспевал красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, траве шёлковой. Но особенно много песен русский народ посвятил берёзе.
Слушание грамзаписи «Ай да берёза»
Ребёнок: Берёза, ты моя берёзонька!
Берёза моя белая,
Стоишь ты берёзонька,
Посреди долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные, серёжки махровые.
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
В: А какую песню вы знаете о берёзе?
(ответы детей)
Хоровод: «Во поле берёза».
В: С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, теплой весны, красного лета, урожайной осени. Приглашали выглянуть красно солнышко, зазывали птицу и дождь, чтобы он напоил землю. А называли эти песни календарными, потому что они связаны были с изменениями в природе. Так давайте же узнаем, какие песни пелись в разные времена года. О каком времени года эта загадка?
Пусты поля
Мокнет земля
День убывает
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Ребёнок: Хороша зима снегами,
Весна цветами,
Лето грибами,
А осень стогами.
В: Осень в народе называли «прибериха» да «припасиха». Много песен и обрядов было связано с праздником урожая.
Ребёнок: Кто пахать не ленился,
У того урожай уродился.
Некогда лежать,
Когда пора жать.
В: А теперь превратимся в пахарей и жнецов и поиграем.
Игра: «Пахари и жнецы».
Правила игры: По краям игровой площадки чертят 2 круга: один - «поле», другой – «пашню». Между ними на равном расстоянии проводят черту. Все участники делятся на 2 группы. Одна из них – «пахари» - становятся на одну сторону черты – где «пашня», другая – «жнецы» - по другую сторону черты. В стороне стоит участник, выбранный на роль «водящего».
«Пахари» поют: А мы пашенку пахали,
Глубокие борозды махали.
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы, жнецы худые, -
У вас серпы тупые!
«Жнецы» отвечают: А у вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал,
На меже лежал,
На меже лежал
Да ворон считал.
А мы – жнецы молодые,
У нас серпы золотые,
Мы жито жали,
На межу клали –
В поле стогами,
На стол пирогами!
Тут же «водящий» подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, «водящий» кричит: «1, 2, 3 – в поле беги!». Жнецы бегут в круг – «поле», а «пахари», перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Пойманные переходят в группу «пахарей». Все возвращаются на свои места к черте. «Водящий» снова подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют, пока участники одной из групп не переловят всех участников другой.
В: Но вот закончилась осень.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети: Зимой!
В: Да, весёлое время года зима. Много игр, забав и песен она приносит с собой. А какую песню про зимушку вы знаете?
Песня: «Как на тоненький ледок».
(инсценировка)
В: Много зимой было праздников. Им также было посвящено много обрядовых песен. Самые известные – рождественские и масленичные. На масленицу зиму провожают, а весну встречают, веселятся и радуются, пекут блины, пироги.
Песня: «Блины».
Мы блинов давно не ели
Мы блиночков захотели.
П/в: Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Моя родная сестрица
Блины печь ты мастерица.
Растворила на дрожжах
Не удержишь на вожжах.
В: Много на праздниках пели и играли. Давайте и мы поиграем в игру.
«Горелки».
Правила игры: дети становятся в пары друг за другом.
Водящий ходит перед ними, смотрит вверх и поет:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон,
Выбегай из круга вон!
Как только пропоют песню, стоящие в последней паре бегут в разные стороны, а водящий старается догнать одного из них. Пойманный становится водящим.
В: Да, весёлая эта игра, но вот
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: Весной!
В: Вода с гор потекла – весну принесла.
Песня: «Весна, весна»
(Шумовой оркестр)
В: Весной и летом больше всего парни да девушки на Руси любили водить хоровод. А хороводов было великое множество. Ребята, надеюсь, вам интересно вам было узнать о песнях, которые радовали и помогали в старину людям, без которых жизнь русского народа была бы просто невозможной.