Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по окружающему миру и развитию речи "Звери зимой"»
МБОУ Кесовогорская СОШ
Конспект занятия
Развитие речи и окружающий мир
Тема: «Звери зимой».
Подготовительная группа
Воспитатель: Бойко И.В.
2016 ГОД
Цели: -расширять знания детей о зимующих птицах;
-обогащать знания детей о связях между живой и неживой природой зимой;
- дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать разговорную речь и кругозор детей.
Материал: грамзапись П.И.Чайковского «Времена года»; рисунки птиц и зверей; плакат с изображением зимнего пейзажа; изображенные на белом листе бумаги следы птиц; эмблемы с изображением птиц и зверей; игрушки-фигурки белочка и синичка.
Методические приемы:
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас, не покидая нашей группы, мы отправимся на лесную поляну, в зимний лес. А по дороге я расскажу вам сказку. Слушайте:
(Звучит грамзапись «Декабрь» из музыкального альбома П.И.Чайковского «Времена года»).
- Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись и заспорили: кто лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
(На доске – плакат с изображением зимнего пейзажа)
- Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белям, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие и чистые страницы огромной книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то». Утром придешь в лес – белые странички покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, бегали, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?
(Дети рассматривают изображенные на белом листе следы птиц)
- Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей полянке?
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…
- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
- Чем они питаются? Что для птиц страшнее: голод или холод?
- Как мы, люди, можем помочь птицам зимой?
-Кто из вас подкармливает птиц? Какие птицы прилетают к вам на кормушку?
(Дети отвечают, воспитатель показывает картинки с изображением зимующих птиц)
Голодно, холодно, галки, воробьи!
Голодно, голуби, гуленьки мои!
Прилетайте в гости, полны мои горсти!
- Ребята, а кому еще в зимнем лесу так же трудно, как птицам? (зверям)
(Воспитатель раздает детям эмблемы с изображением зверей и птиц).
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
Сколько к нам пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка,
Веселее в пляс пускайтесь!
Все танцуйте, не стесняйтесь!
- А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам? (стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена, нет травы, листьев на деревьях)
Игра «Кто чем питается?»
Заяц - морковкой, капустой, корой деревьев.
Белка – шишками, орехами, грибами.
Лось – травой, ветками, корой, сеном.
Еж – яблоками, грибами, мышами.
Медведь – медом, малиной, ягодами, рыбой.
Лиса – курами, гусями, зайцами.
- А сейчас, ребята, поработаем со скороговорками:
Бобры храбры, идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
- А как звери готовились к холодам и снегу?
Игра «Кто в какой шубке ходит?»
Бурая, коричневая – у …….;
серая – у ………;
рыжая – у ………;
летом серая, зимой белая – у …..;
летом рыжая, зимой серая – у ……;
серая, колючая – у …… .
- Но не боятся звери зимы. Послушайте, какой разговор я подслушала на лесной полянке:
(Инсценировка «Синичка и белочка»)
- Ты чего, Белка из гнезда не выходишь?
- Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.
- А чем ты кормишься?
- А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.
- Ребята, как же зимует белочка?
Игра «Кто где живет?»
В дупле живет …………;
В логове живет ………..;
Под кустом дрожит ……….;
Под пеньком в норе …………;
Зимой в берлоге ……………;
В хатке под водой …………..;
В норке ………… .
- Ребята, давайте попробуем на примере разных зверей объяснить поговорки:
Каждому – свое.
Каким родился – таким и пригодился.
- Ребята, сколько птиц и зверей встретили мы сегодня на лесной зимней полянке! И они нас не испугались! Так давайте же возьмемся за руки и будем дружить – человек и природа!
(В заключении воспитатель благодарит детей за хорошую работу на занятии)