Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Вы не раз, верно, ломали голову в поисках того, что прячет от вас загадка за мудреным странным описанием. Вы знаете, как нелегко порой найти ответ и какую радость приносит такая находка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ННОД "Дети и загадки"»
Дети и загадки.
Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Вы не раз, верно, ломали голову в поисках того, что прячет от вас загадка за мудреным странным описанием. Вы знаете, как нелегко порой найти ответ и какую радость приносит такая находка.
А вот вы знаете, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родилась загадка давным-давно, в те времена, когда люди за каждый клочок земли воевали с дремучими лесами, когда железный плуг да топор за богатство считались. Много бед подстерегало тогда человека. Ударит молния в дерево, забушует лесной пожар – бросай жилье и поле – сам спасайся! Дикие звери вытопчут посевы… Волки нападут на стадо… В охоте нет удачи… И от всего этого зависело не простое благополучие, зависела жизнь целого народа.
Наши предки считали, что не только Леший или Домовой, но и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимает человеческий язык. Природа подслушивает, что говорят между собой люди, и заранее готовится к встрече с ним. И люди, в те далекие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ли ловлю или просто в лес со стадом, все равно старались таких слов, как «сеть», «капкан», «топор», вслух не произносить. Ведь все эти слова были связаны с успехом дела! Строго-настрого запрещалось называть и зверя, на которого охотились или встречи с которым боялись. Вдруг лесной дух или сам зверь услышат – как бы не сорвалось!
А для того чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, а корову «рыкушей». Коня звали все лето «долгохвостым», петуха – «голоногим». Молнию – «турицей», гром – «туром»[1]. Вот из этой «тайной» речи и родились когда-то загадки. Ведь чтобы стать охотником, пастухом, или даже хозяином в собственном доме, каждому человеку нужны были не только ловкость, умение да голова на плечах – нужно было еще и знание «тайного» языка. И загадки исполняли у наших предков важную службу – помогали детям этот трудный язык выучить.
Постепенно менялись отношения человека и природы. Покорились людям леса, побежали по земле от деревни к деревне дороги до самых городских стен. Почувствовал крестьянин свою силу, меньше стал бояться Лешего да Домового, перестал верить, что звери и деревья понимают человеческую речь. Стали ненужными загадочные «обманные» названия, забылись «тайные» промысловые языки. Но остались живы загадки. Даже стали еще умнее и краше. Потому, что заставляют нас быть сообразительными, замечать родство очень непохожих, далеких вещей. Заставляют лишний раз оглянуться вокруг и заметить, в каком интересном мире мы живем! Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной не сочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым – длинной девичьей косе: «Сидит девица в избе, а коса на дворе». Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одинакового цвета – черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.
Высокая поэзия открывается в самых прозаичных вещах и предметах. Образы в загадках красочны, предметы очерчены резко, отчетливо: «Бела как снег, черна как уголь, зелена как луг, вертится как бес и дорога в лес» (сорока). Действительность представлена в загадках в изменениях, смене состояний: «На дворе горой, а в избе водой» (снег).
Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по образцу данной загадки. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, учим детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, вещи, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы. Придуманные загадки мы записываем в оформленные альбомы. Потом их используем в работе: на занятиях, в игре.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.