В.: «Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать».
«В жаркий день самой желанной бывает…» (вода).
В.: «А как вы думаете, зачем нам нужна вода?»
Ответы детей: пить, готовить пищу, мыться, купаться, поить животных и т.д.
В: «Ребята, сегодня мы познакомимся с вами со свойствами воды, а для этого будем проводить опыты».
Дети проходят за столы.
Опыт 1. Опустим ложку в стакан с водой. Вода прозрачна.
Опыт 2. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Воспитатель показывает это детям, налив ее в сосуды разной формы (резиновая перчатка, бокал, целлофановый мешок, стакан).
Затем воспитатель предлагает вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.
Ответы детей.
Опыт 3. Вода не имеет вкуса.
В.: «Дети, какого вкуса вода?»
Ответы детей.
После этого дети пробуют простую кипяченую воду. Затем дети пробуют соленую и сладкую воду.
В.: «Какой вкус теперь приобрела вода?»
Ответы детей. Делают вывод – вода безвкусная.
В.: «Ребята, выходите на ковер, физкультминутка».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(Руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо
Падает, ложится
(Присели, руки опустили на пол)
И под утро снегом
(Встали, покружились на месте)
Поле забелело.
(Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо).
Точно пеленою все его одело.
(Присели, руки опустили на пол).
В.: «А сейчас возвращаемся за столы – продолжим проводить опыты».
Опыт 4. Вода не имеет запаха.
В.: «Чем пахнет вода?»
Ответы детей.
Затем просит понюхать воду в стаканах с растворами соли и сахара. Затем капнуть в один из стаканов (так, чтобы дети не видели) пахучий раствор.
В.: «Чем теперь пахнет вода?»
Ответы детей. Вывод – вода не имеет запаха.
Опыт 5. Вода не имеет цвета.
В.: «Дети, какого цвета вода?»
Ответы детей.
В.: «Добавьте в стаканы с водой немного краски. Какого цвета стала теперь вода?»
Ответы детей. Вывод – вода бесцветна.
Опыт 6. Тонет, не тонет.
В.: «Ребята, а сейчас приступим к самому интересному опыту»
Дети встают вокруг столов. На столах миска с водой, чашка, в которой сложены различные мелкие предметы: гвоздик, камешек, бусинка, кубик, тряпочка, губка, бумага и т.д. Поднос с отделениями. В каждом отделении приклеена метка, обозначающая свойства предмета – плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания.
Ребенок опускает один за другим предметы в миску с водой, вынимая их из чашки, он кладет их в соответствующее отделение.
В конце опыта воспитатель с детьми делает вывод. Дети садятся за столы.
В.: «Дети, вспомним, с какими свойствами воды мы познакомились сегодня».
Ответы детей (прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета).
В.: «Ребята, в следующий раз мы продолжим выяснять свойства воды и проведем другие опыты. Наше занятие окончено».