Виды детской деятельности: музыкальная, танцевальная, театральная.
Тематическое занятие (с использованием технологии ИКТ).
Цель: Закрепление полученных знаний детей в творчестве П.И.Чайковского.
Задачи.
Образовательные: формировать духовно-нравственное развитие личности ребенка, через основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Воспитывать положительные отношения к творчеству великого русского композитора. Вызывать эмоциональное восприятие музыки у детей посредствам смены видов деятельности. Закреплять сенсорное восприятие музыки, понятие о жанре «балет». Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память. Способствовать развитию у детей интегрированных качеств: умение выразить свои музыкальные фантазии в пластических этюдах, игре в оркестре и создание театрального образа.
Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания. Воспитывать культуру речевого общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Виды детской деятельности: музыкальная, танцевальная, театральная.
Тематическое занятие (с использованием технологии ИКТ).
Цель: Закрепление полученных знанийдетей в творчестве П.И.Чайковского.
Задачи.
Образовательные: формировать духовно-нравственное развитие личности ребенка, через основы музыкальной и художественной культуры. Формировать культуру слушания. Воспитывать положительные отношения к творчеству великого русского композитора. Вызывать эмоциональное восприятие музыки у детей посредствам смены видов деятельности. Закреплять сенсорное восприятие музыки, понятие о жанре «балет». Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие: развивать слуховое внимание и музыкальную память. Способствовать развитию у детей интегрированных качеств: умение выразить свои музыкальные фантазии в пластических этюдах, игре в оркестре и создание театрального образа.
Воспитательные: воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения, расширять музыкальные впечатления. Воспитывать чувство сопереживания. Воспитывать культуру речевого общения.
Условия реализации образовательной деятельности.
На занятиях музыки дети познакомились с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского, либретто балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро». После прослушивания музыкальных тем из балетов дети рассказывали о характере музыки, своих эмоциональных переживаниях; проводились беседы о средствах музыкальной выразительности. Музыку смотрели и слушали в записи из Большого театра. Затем определяли темы из балетов, художественную выразительность музыки и звучание музыкальных инструментов. В работе использовались слайды в POWERPNT. Детям предлагалось танцевать под музыку «Вальса цветов», «Танец феи Драже», «Танец снежных хлопьев», «Танец маленьких лебедей», а затем эту музыку импровизировать оркестром. Вспоминали персонажи сказок, а затем пробовали создавать образы персонажей под музыку П. И. Чайковского. Словарная работа: жанр, балет, дирижер, артист оркестра. Это итоговое занятие.
Здравствуйте, ребята (Музыкальное приветствие). Я рада приветствовать вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Ее Величества Музыки.
Ответы детей.
- Тогда в путь. (Взмах волшебной палочкой. Звучит музыка). Мы с вами попали в мир балета.
А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)
– Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа?
Ответы детей.
- А что такое мимика? А что можно передать с помощью мимики?
Образные упражнения («Лебедь», «Цветок», «Радость» и т.д.)
- На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П.И. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком изображен П.И.Чайковский?
Ответы детей.
- Петр Ильич жил в далекие времена. А в какой стране?
Ответы детей.
-Петр Ильич сочинил множество пьес, песен, балетов. Какие произведения мы с вами уже слушали? («Детский альбом», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».)
-А теперь подойдите к столу, и среди иллюстраций найдите те иллюстрации, на которых запечатлен балет. Объясните свой выбор.
-Посмотрите, какие красивые костюмы у артистов балета, какие декорации (оформление сцены). Все, это способствует передачи настроения в движении. И вот сейчас, с помощью волшебной палочки мы станем участниками балета. Как можно без слов, а только с помощью жестов изобразить маленьких лебедей? А какие они? Какой образ нарисует ваше воображение? Как они танцуют? Послушайте.
Отрывок "Танца маленьких лебедей". Просмотр отрывка балета
Ответы детей (лебедята- маленькие, неуклюжие, веселые)
- Эта музыка трогательно проста, поэтична. А теперь представьте, что вы - маленькие лебеди, и потанцуйте. Только не все вместе, а по нескольку человек. Итак, вы танцоры. Только я хочу посмотреть, как вы улыбаетесь!
- Молодцы, ребята. Думаю, вам очень понравилось творить.
-С помощью волшебной палочки, мы с вами перенесемся в концертный зал (Взмах волшебной палочкой. Звучит музыка). Там идет представление балета-сказки для детей «Щелкунчик».
-Вы знаете, эту сказку? Напомните мне, как нужно вести себя в зале? (Тихо, громко не разговаривать.) Ответы детей.
- Итак, волшебство начинается, и я вас перемещаю не просто в зрительный зал, а в сказку. Но вы мне в этом должны помочь. Будет звучать музыка, а вы покажите карточку в соответствии с ней.
…Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник, он дарит Маше игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Маши сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Маше не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают и начинают расти. Вдруг появляется мышиное войско. Щелкунчик вступает в поединок (звучит «Марш» - дети показывают соответствующую карточку) и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца-юношу. Принц и Маша попадают к фее Драже, где начинается карнавал сладостей – шоколад, кофе, чай, цветы – «Па-де-де», Танец пастушков», «Трепак» (по ходу рассказа и прослушивания отрывков музыки дети показывают соответствующие карточки).
Слушание Танца Феи Драже.
– Вот и сейчас звучала музыка Феи Драже. Какой инструмент ее исполнял? Инструмент, который напоминает звон колокольчиков, называется челеста, повторите.
– Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила? – Какие чувства вызвала у вас эта музыка? – Какие еще инструменты вы еще услышали в произведении? – Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
.- Фея Драже приготовила для вас сюрприз. Разбейтесь на пары. Посмотрите, на стол и выберете музыкальный инструмент характерный звучанию музыке. А теперь еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем мелодии звучать еще краше, звонче, и милее.
Педагог взмахивает палочкой и превращает детей в артистов оркестра. Еще раз звучит музыка «Танца», дети импровизируют.
-Молодцы, ребята. Думаю, вам очень понравилось творить. А теперь вас ждет ещё один сюрприз от феи Драже, подойдите к столу, возьмите салфетки, вытрите руки и смотрите… (педагог достает вазочку, где лежат разноцветные конфеты Драже). На секундочку закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас возьмет конфету того цвета, которая, по его мнению, соответствует цвету танца.
(Дети объясняют свой выбор).
- А теперь попробуйте гостинцы феи Драже, и пока будет звучать музыка, подумайте и скажите, соответствует ли вкус сладостей услышанной музыке? Сумел ли композитор отразить в музыке шоколадный вкус драже?
Еще раз звучит пьеса, затем дети отвечают
- Я тоже с вами согласна, музыка передает блеск разноцветных леденцов, сверкание сахара, фонтаны сладких напитков.
Просмотр отрывка балета.
(звучит бой курантов). А теперь нам пора домой, слышите, сила волшебной палочки заканчивается с последним ударом часов.
Музыка Чайковского звучит,
Всех нас звучаньем удивит Мягкая, душевная Легкая, напевная Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство Осторожно, осторожно Не вспугнуть бы нам его! Пусть льется музыка рекой…. Будем, музыка, дружить с тобой!
– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки? А зрительный зал вы еще посетите?
– Спасибо, что помогли провести увлекательное занятие. До новой встречи!