Дети умеют действовать самостоятельно, проявляют эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со сверстниками и взрослым.
Развивают интерес к познавательно- исследовательской деятельности; сформировывают представление о воздухе его свойствах и роли в жизни человека; расширяют и активизируют словарный запас; решают вопросы познавательного характера и проблемные ситуации; делают несложные выводы.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | Стук в дверь. Принесли письмо. | Ребята, посмотрите пришло письмо. Хотели бы вы узнать от кого оно и что в нём написано? Давайте его прочитаем? | Ответы детей. Дети собираются вокруг воспитателя. | Создание условие для интереса детей. |
Воспитатель читает письмо. | «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова .Лисёнок ,ёжик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку ,а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь .» Он невидимый ,но всё же. Без него мы жить не сможем .Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой. Ребята, вы догадались, что это? | Ответы детей: нет | Создать условия для выражения детьми своих мыслей. Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости , желанию помочь героям в разгадывании загадки. |
| В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Основная часть | Воспитатель достаёт полиэтиленовый мешочек. | Что находится в мешочке? | Ответы детей. Он пустой! | Создать условия для проявления поисковой активности. |
| Попробуем наполнить мешочек тем невидимым, что находится вокруг меня. Что теперь в мешочке? Какой он стал? | Ответы детей. Он надулся,наполнился, стал похожим на шарик. | Создать условия для выражения детьми своих мыслей. |
Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется-воздух. Давайте теперь попробуем отгадать загадку профессора страны знаний? Он невидимый ,но всё же Без него мы жить не сможем Окружает нас с тобой, Не поймать его рукой. | Ответы детей: воздух |
| Правильно. А хотели бы вы раскрыть его секреты? Ребята, везде ли есть воздух? | Ответы детей: да! Версии детей. | Использую приём поощрительной оценки. |
| . Предлагаются мешочки для каждого ребёнка. | Предлагаю вам наполнить мешочки во всех местах комнаты. А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух? Что мы сейчас узнали о воздухе? Ребята, скажите, а вы видите воздух глазками? Я тоже его не вижу, значит воздух какой? Какими словами можно его назвать? Ребята ,а вы хотите увидеть воздух? | Дети выполняют задания. Он снова вокруг нас. Воздух есть повсюду, он нас окружает. Нет . Невидимый, прозрачный, бесцветный,через него всё видно. Да. | Создаю условия для проявления поисковой активности, условия для развития самостоятельности , условия для выражения детьми своих мыслей, условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
Для каждого ребёнка приготовлен стакан, вата и вода. Ко дну стакана приклеен кусочек ваты. | Тогда предлагаю вам вместе выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана приклеен кусочек ваты. Потрогайте ,она сухая или мокрая ? | Дети трогают и говорят ,что она сухая. | Создаю условия для взаимодействия детей друг с другом, создаю условия для экспериментальной деятельности. |
Как вы думаете в стакане кроме ваты ещё что нибудь есть? Предлагаю детям проверить их ответы. Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно. Ребята ,как вы думаете какой стала вата? | Предположения детей. Дети выполняют эксперимент. |
| Если вата осталась сухой значит туда не попала вода. Как вы думаете , что помешало воде намочить вату? Правильно ,ей помешал воздух ,который находится в стакане. Вывод: Воздух, который находиться в стакане, не пускает туда воду. | Ответы детей. Дети трогают вату. Предположения детей. | Создаю условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности, условия для выражения детьми своих мыслей. Способствовать развитию делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования. |
| А как вы думаете ,если опуская стакан в воду ,мы слегка наклоним его ,что тогда произойдёт? А хотите проверить? Что появляется в воде? Откуда они появились? Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Посмотрите ,вата стала мокрой. Как вы думаете почему ? Воздух вышел ,а его место заняла вода. С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха. Ребята, вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус? Ребята, а у воздуха есть вкус? Как мы можем это проверить? Наберите ртом воздух, у него есть вкус? Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный. | Дети высказывают своё мнение. Да. Выполняют предложенное действие. Пузырьки Ответы детей. Ответы детей | |
| Ребята, а как вы думаете у воздуха есть запах? Как мы можем это проверить? Вдохните воздух носом. Что вы чувствуете? Вывод: Чистый воздух не имеет запаха . А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха). Почему? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей . Воздух пахнет цветами. Вы распылили освежитель воздуха. | |
Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах? Значит, какой мы можем сделать вывод? Вывод: воздух передаёт запах. А что нам нужно сделать , чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым? | Воздух передал. Ответы детей. Открыть окно и проветрить группу. | |
Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолёт». | Мы отважные пилоты За штурвалом самолёта. (Руками изображают ,как крутят штурвал). Самолётик-самолёт ( развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох). Отправляется в полёт (задерживаем дыхание). Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох). Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание). Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз, плавный выдох). И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание). Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз, плавный выдох). Мы летаем высоко (руки поднять вверх). Мы летаем далеко! (Ладошки складывают ,как если бы человек смотрел в бинокль). Мы летали , утомились И на стульчики приземлились! (Присесть) | | |
Для каждого ребёнка предлагаются листы бумаги. | Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете? Как вы думаете ,что использует человек для дыхания? Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать? Вы ,что нибудь слышите? Вывод: Воздух не имеет звука. Ребята,предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль неё так ,чтобы получился звук. Что происходит с бумагой? Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук. Приложите край листа бумаги и скажите па-па. Губы ощущают дрожание. Что происходит с краем листа бумаги? Он дрожит и заставляет дрожать ,колебаться воздух. Приложите пальцы к горлу и скажите ,ощущаете дрожание горла? Голосовые связки которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи. Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. Ребята посмотрите сколько всего интересного мы узнали о свойствах воздуха. | Дыхание. Воздух. Дети прислушиваются. Нет. Она дрожит. Дети обобщают, то что узнали о воздухе. | Создаю условия для поддержания интереса, использую приём наводящих вопросов. Создать условия для развитию связной речи, мышлению, вниманию, памяти. |
Завершение занятия | Пишем письмо с ответом .Дети рассказывают всё ,что узнали про воздух. | Ребята, как вы думаете, мы помогли мудрой сове, лисёнку и ёжику разгадать все секреты воздуха? Что больше всего вам понравилось?Я думаю мы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы! | Ответы детей. | Создаю условия для поддержки речевой активности. Создаю условия для развития эмоциональной отзывчивости, для воспитания культуры общения. |