Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД «Познавательное развитие» - ребёнок в мире природы в старшей группе на тему: «Воздух-невидимка»»
Конспект ООД «Познавательное развитие» -
ребёнок в мире природы в старшей группе
на тему: «Воздух-невидимка»
(эксперименты с воздухом)
Выполнила: воспитатель
Магдеева Оксана Анатольевна
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
2) Развивать у детей способности устанавливать прилично-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
3) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
4) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка.
Словарная работа: кляксография.
Ход ООД.
Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила нашего друга Буратино и он мне передал вот эту шкатулку, в ней находится клад. Давайте её откроем и посмотрим, что же в ней находиться. Интересно, что же в ней?
Письмо: Отгадайте что я?
Узнайте какой я?
Расскажите для чего я?
Ребята, что же это может быть?
(варианты ответов)
Воспитатель: В шкатулке что-то должно быть, но я например ничего не вижу, а вы?
Дети: Мы тоже.
Воспитатель: Может понюхаем?
(Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)
Воспитатель: Я ничего не понимаю…Загляните ещё раз, что вы видите внутри шкатулки?
Дети: Мы видим только дно и стенки.
Воспитатель: Может кто догадался, что это может быть?
(предположение детей)
Дети: Это воздух!
Если дети не догадываются, то можно использовать загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Правильно, в шкатулке находиться Воздух. Ребята, а ещё в письме говориться, что вы должны узнать какой он? Как узнать какой воздух? (ответы детей). Провести исследование воздуха можно в лаборатории. А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей). Лаборатория-это место где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают эксперименты. Как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать?
Дети: Воздух и его свойства.
Воспитатель: Прежде чем нам отправиться лабораторию и приступить к исследованиям, я хочу вам напомнить правило. В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Руками ничего не трогайте без разрешения воспитателя. Запомнили. Отправляемся в лабораторию, присаживаемся за свои столы и приступаем к исследованию.
Эксперимент №1
Поднесите свои ладони ко рту или носу. Что почувствовали? (тепло от своего дыхания).
Перед вами стакан с водой и трубочка (трубка в стакане с водой). Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
Что мы наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.
Какой сделаем вывод? (у нас внутри есть воздух, мы им дышим)
Поставьте стаканы. Откуда же попадает к нам воздух? Где он находиться?
Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы). Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (ответы)
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: Воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)
Воспитатель: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это проходит с водой? Выходят пузырьки. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Я поняла, пузырьки-это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды.
Эксперимент №4 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опусти его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физкультминутка. «Мыльные пузыри»
У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находиться внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент №5 «Слышим воздух»
Если подуть в банчку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочки, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать
воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свис, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент №6 «Узнай по запаху»
Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы)
Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Действительно, пахнет апельсином.
Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы). Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы).
Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запах, но может запахи переносить. ПО запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что с воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Ребята, а вам понравились сегодняшнее экспериментирование в лаборатории? Чем понравилось? Что вы сегодня узнали?