Систематизировать знания о носе как о важном органе обоняния, дыхания, речи и его безопасности.
Задачи:
Повторить и закрепить знания детей о строении и функциях носа.
Развивать интерес к собственному здоровью.
Создать мотивацию для сохранения укрепления своего здоровья.
Развивать память и мышление.
Развивать связную речь.
Развивать доказательную речь.
Закреплять знания правил безопасности жизнедеятельности; правила ухода за носом
Правила гигиены носа, правила безопасности,.
Ввести в речь детей новые выражения, речевые обороты, вспомнить некоторые литературные произведения.
Развивать логическое мышление, умение заботиться о своем здоровье. Активизировать словарный запас детей, пополнять его новыми словами, выражениями.
Воспитывать бережное отношение к своему организму, культуру общения.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; имеет первоначальное представление о дыхательной системе (о носе, как органе дыхания и обоняния) ; с интересом участвует в познавательно-исследовательской деятельности.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная,
оздоровительная
Используемые технологии:.
Игровая
познавательно-исследовательская
Здоровьесберегающие
Материалы:
Фен, конфети
Перчатки с липкой лентой, защитные очки
Капсулы с запахами
Контейнер для оказания первой помощи: влажные салфетки, вата, носовые платки, ёмкость с водой.
Знаки по теме НОД.
Набор фишек по цветам. (красный, синий, жёлтый, зелёный)
Магнитная доска
Экран, проектор
Плакат для самооценки настроения ( смайлы, липкая лента под каждым или прозрачные карманы)
Предварительная работа:
Детям даны элементарные знания об органах чувств: глаза, уши, нос.
Рассматривание с помощью зеркала, сравнение с изображением на плакатах: внешнее строение и в разрезе, с учётом возраста детей.
У детей, с учётом возраста, сформированы навыки гигиены и закаливания.
Изучение строения носа и его функции, согласно возраста и программы.
Ход занятия:
дети стоят полукругом
(Приветствие, знакомство. Информация для детей о съёмках сюжета для телевизионной программы 1 канала Жить Здорово- Здорово!
«телезаставка программы на экране»
Разминка-чистоговорка как телеведущие перед эфиром и перед съёмками….
Все ведущие и дикторы на телевидении перед съёмками разминают сой язык и губы для того чтобы красиво говорить и настроиться на доброжелательный лад….
(Использвание цветовых фишек для ответа, плакат с вариантами ответа виде рисунка, каждый на фоне определённого цвета)
Картинка-викторинка
2. Вопрос от Копатыча : «С помощью какого органа мы узнаем, что трава зеленая, а помидор красный?» (Правильный ответ: с помощью глаз.) вариант ответа выбрать по цвету лепестка и по картинке: нос, глаз, ухо, рот 3. Вопрос от Маши: « Пойду гулять, а вдруг я пораню коленку. Как же Мишка поймёт это? Ведь он медведь!!!
По каким признакам можно узнать, что ребёнок разбил колено?» (Правильные ответы: есть боль, течет кровь, имеется опухоль, повреждена кожа, трудно ступать на ногу, человек плачет, он упал или обо что-то ударился и т.п.)
6. Вопрос от фиксика Нолика: «С помощью какого органа Дим Димыч слушает музыкальную шкатулку? (Правильный ответ: с помощью ушей.)
вариант ответа выбрать по цвету лепестка и по картинке: нос, глаз, ухо, рот
7. Вопрос от Золотой Рыбки: ….
– Моя подружка Нюша любит цветы. Цветы пахнут. Как называется важный орган, который помогает узнать аромат? ( У Нюши-пятачок, а у людей НОС)
вариант ответа выбрать по цвету лепестка и по картинке: нос, глаз, ухо, рот
Молодцы, ребята, справились с трудными вопросами!
А ещё мы с вами знаем зарядку про носы, выходите в круг!
(Дети идут по кругу, выполняют упражнение )
Нос есть у корабля- он рассекает волны. (Руки вытянуты вперёд, ладони соединены под углом)
Нос есть у самолета, чтоб лететь. ( руки врозь, на носочках)
Нос есть у обуви, для пальцев ноги ставить на «НОСОК»( лицом в круг, руки на поясе, ноги по очереди на носок)
Дети присаживаются за столы
Сообщение темы сюжета. Речь пойдёт о важном органе дыхания и осязания – носе.
- И так о носе. Нос очень важен для нас. (Дыхание, защита, речь, обоняние.)
1. Беседа-рассуждение «Зачем нам нос»
Ребята как вы думаете, зачем нам нос?
Рассматривание носа: вы конечно же уже знакомились со строением носа и знаете его строение. С наружи мы видим два входа в особенный носовой лабиринт.
Вовремя прохода по лабиринту воздух согревается с помощью горячей крови, которая движется по кровеносным сосудам, так что в легкие он попадает уже теплым, а не холодным с мороза.
Дети стоят полукругом, видя экран
Упражнение «Насосы» видео запись с нашими детьми
–2. Опыт.
«Исследовательская деятельность»
«Нос важен для речи».
Закройте нос и скажите слово «нос» « мама». Что происходит со звуками?
Звуки изменяются, становятся не четкими.
- Так для чего значит он нам нужен еще? (чтобы мы красиво разговаривали). Вот видите, он еще помогает красиво разговаривать.
–«Исследовательская деятельность»
Опыт. «Нос-барьер»
-Попадая в нос, воздух проходит через 2 коридора, которые мы с вами прекрасно видим, стенки которого покрыты волосками.
- Вы сами можете их увидеть, если рассмотреть свой нос в зеркале. Вы уже делали это раньше.
- И так, волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Дальше воздух проходит через лабиринт. Стенки покрыты особым секретом, липкой жидкостью.
- К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм и очищенным от микробов.
- Для того, чтобы увидеть как это происходит на самом деле, у нас есть всё необходимое:
1. специальные перчатки-ловушки, тарелочки-ловушки для превращения нас с вами в «носовой барьер», который состоит из волосков-охранников. «Охранники» должны будут ловить пыль, защищать наше дыхание. Добровольцы найдутся?
2. Вот и «пыль и вредные микробы», которые будут лететь, чтобы проникнуть к нам в нос и далее в организм и навредить нам.
- Для выполнения роли «распылителей» мне потребуются ваша помощь. Два добровольца.
3. Для того чтобы нам наглядно показать для всех поток воздуха у нас есть обычный фен.
4. перед выполнением опыта всем необходимо надеть защитные очки.
Дети совершают действия
Опыт: (с феном, летящей «пылью» и «волосками – охранниками»)
- Роли волосков – охранников выполняют дети в перчатках с липкой лентой в защитных очках;
- 1-2-3 ребёнка распыляют «пыль»- конфети в потоке воздуха от фена,
- фен в руках у меня.
«Волоски-охранники» ловят « пыль»
нос, действительно, словно пылесос – задерживает пыль, когда мы дышим.
4. «Исследовательская деятельность»
Хочу получше узнать ваши способности. Сможете ли вы правильно определить запахи и ароматы? А с закрытыми глазами? А с закрытыми ушами?
Тест на обоняние, определить несколько запахов. И так, что нужно сделать, чтобы почувствовать запах и аромат? Сделать вдох
Внимание! Правило:
Проверяя запахи нужно рукой направить запах, а не подносить к носу предмет. (показ)
Предложить детям определить запахи (апельсин, кофе, шоколад, чеснок, сосна – ель, колбаса)
Подготовлены капсулы с запахами в прозрачной ёмкости.
«Исследовательская деятельность»
Определите по запаху, и соотнести с картинкой или знаком опасность !!! (чеснок, хвоя, духи, лимон, горелая бумага, ацетон, краска) для
Дети определяют запах и соотносят его с картинкой.
Беседа- рассуждение:
Какие ароматы вам были приятны? Назовите запахи, которые вы узнали.
Находились ли в капсулах резкие неприятные запахи? Могут ли запахи быть опасными и ядовитыми?
Наш нос может предупредить нас об опасности: почуять резкий запах опасных веществ.
Если вы почувствовали запах газа или дыма - немедленно сообщить взрослым!!!!! И ни в коем случае, нельзя никуда прятаться!
Дети присаживаются за столы
Рубрика о медицине заставка программы
- нос важный орган, помощник правильной речи, согревает и очищает воздух для здорового дыхания, определяет ароматы, запахи и даже предупреждает нас об опасности!
Но он так же может столкнуться с трудностями и оказаться в опасной ситуации!
Об этом нас предупреждают врачи.
Сейчас с нами на связь выходит врач, который как раз и лечит ухо горло нос, отоларинголог.
(видеозапись)
- Пока малыш растет, будут и падения, и расплющенные носы...
Дети часто ковыряют в носу пальцем и могут засовывать разные предметы: карандаши, палки и т.п.
. Чего только мне не пришлось вынимать из детских носиков за долгие годы практики! Наиболее часто встречались бобы, горошины, кусочки ваты, маленькие камешки.
Если ребенок засунул что-либо в нос, и он уже умеет сморкаться, прижмите платком ноздрю, в которой нет инородного тела, и попросите ребенка сильно высморкаться.
Нельзя засовывать в нос разные предметы и нельзя ковырять в носу.
Нос нужно закалять- промывать морской солью.
Спасибо доктору за интересную информацию. Я считаю, что это очень важно знать и взрослым и детям!
А ещё обязательно всем надо знать, как оказать первую помощь, если вдруг пошла кровь из носа.
Видеозапись : медсестра показывает как остановить кровь из носа.
Практикум: «Первая помощь при кровотечении из носа»
НАДО: - Чтобы кровь из носа не попадала на заднюю стенку горла, ребенок должен находиться в положении стоя, немного нагнувшись вперед. - Ввести в поврежденную ноздрю марлевый (или ватный) жгутик и плотно прижать к носовому хрящу.
- На переносицу положить платок, смоченный в холодной воде.
- Ребята, обратите внимание : для того чтобы научиться останавливать кровь из носа у нас есть всё необходимое!
Хотите попробовать научиться оказывать первую помощь при кровотечении из носа…
Дети разбиваются по парам , надевают халаты, выполняют действия.
на столе расположены: ватные диски, вата, кусочки бинта – для сворачивания жгутика по показу; влажные салфетки, ёмкость с водой; носовые платки для компресса.
Молодцы! Ребята, вы замечательно справились!
Теперь вы точно будете знать, как действовать в подобной ситуации.
Мы с вами проделали большую работу. Для съёмок видеосюжета к программе мы справились со всеми заданиями.
Мне уже хочется просто поиграть, например с мячом…
Игра с мячом «Быстро на вопрос отвечай!»
Вопросы:
- как с закрытыми глазами нам известно, что на обед сосиски?
- 2 глаза, 2 уха, 2 носа… Я права?
- нос работает как барьер, как пылесос, почему?
- почему особенно зимой важно дышать носом? Почему нос, словно печка?
- нос – шкатулка? Куда прячут бусинки и всякую мелочь?
- а почему же можно вставлять ватный жгутик?
А теперь ответьте хором:
- вы догадались, что нам пора гулять и наш нос закалять?!
Дети : ДА!!!
Ребята, прежде чем мы отправимся гулять, я попрошу вас обратить внимание на смайликов, у которых разное настроение.
Хорошее бодрое настроение, говорит о том, что мы с вами справились с заданием и очень хорошо сняли сюжет для программы «Жить Здорово!» Вам было интересно.
Мы не спраились и видеосюжет у нас не получился.
Скучное настроение говорит о том, что вам скучно и совсем не интересно. Я попрошу вас взять вашу фишки и отнести ктому смайлику, у которого ТАКОЕ ЖЕ настроение как у вас сейчас.
Плакат с липкой лентой или прозрачными карманами и в заключении дети приркепят свои разноцветные фишки к выбраному смайлику.
Спасибо, большое! С хорошим настроение мы отправляемся на прогулку- закаляться, дышать свежим воздухом!