Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства» »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 102 г. Томска
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» тема: «Почва и ее свойства»
в средней группе № 07
к педсовету №3
воспитатель: Лазарева О.А.
Томск 2014
Цель: познакомить детей с понятием почва; при помощи опытов определить составные компоненты почвы.
Задачи:1.Учить детей делать выводы на основе проведенных опытов; 2.Обогащать словарный запас ; развивать логическое мышление, память, речь; 3.Воспитывать интерес к экспериментальной работе; воспитывать любовь к природе.
Методы и приемы: прослушивание аудиозаписи, беседа с элементами диалога, динамическая пауза, опыты, вопросы, дидактическая игра.
Оснащение педагогического процесса: Глобус, емкости с почвой и водой, белый лист бумаги, мерные ложечки, лупы. Карточки – алгоритмы для выполнения опытов. Карточки- картинки для закрепления ЗУН.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече рада я! А чтобы занятие пошло каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок.
Прослушивание аудиозаписи« Не крутите пестрый глобус»
II. Введение в тему занятия.
Воспитатель: Ребята вы узнали эту песню?
Дети: “Не крутите пёстрый глобус”
Воспитатель: А почему глобус называют пёстрым?
Дети: Потому, что на глобусе есть голубой, зеленый, желтый и др. цвета
Воспитатель: Что изображают зеленым цветом на глобусе ?
Дети: Растения.
Воспитатель: А везде ли растут растения?
Дети: Нет!
Воспитатель: Где растения не растут?
Дети: Там где нет земли.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «Земля»?
Дети: Земля – это название нашей планеты, на которой мы живём.
Воспитатель: Спасибо ребята. У слова земля есть и другой смысл.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?
Дети: Земля. Почва.
Воспитатель: Секреты этой кладовой плодородие. Воспитатель: Мы с вами часто провидим опыты – эксперименты, которые помогают нам раскрыть многие тайны. Давайте вспомним, какой опыт мы начали проводить 1,5 недели назад.
Дети: Было три стакана: с землей, глиной и песком мы положили в каждый семена гороха.
Воспитатель: Сегодня мы видим, что росток гороха в каком стакане….?
Дети: В стакане с землей.
Воспитатель: Этот опыт показал нам то, что почва это плодородный слой земли на котором растут растения. Поэтому мы можем сделать вывод, что плодородие основное свойство земли.
Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы. Прошу вас, одеть на себя белые халаты. А для того, чтобы работа была дружной и плодотворной давайте отдохнем.
Психогимнастика «Лучик»:
Начинается разминка. Встали, выровняли спинки.К солнышку мы потянулись, Лучик взяли, К сердцу прижали, друг другу отдали. (Дети выполняют действия по тексту)
Теперь все вместе проходим в лабораторию.
III. Практическая работа. (Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)
Какие правила вы должны выполнять для успешной работы? ( Дети проговаривают правила работы, при необходимости воспитатель обращается к эталону):
1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат.
По мере выполнения опытов мы с вами при помощи карточек на магнитной доске будем заполнять схему «Состава почвы».
Опыт № 1.
Цель: определение цвета и состава почвы.
1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги. 2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой. 3. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?
Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Опыт № 2.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1. Возьми комочек почвы. 2. Брось её в стакан с водой 3. Наблюдай, что происходит. 4. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.
Опыт № 3.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.
1. Возьми лист бумаги. 2. Насыпь на неё немного почвы. 3. Придави её плотно к бумаге. 4.Стряхни почву. 5. Наблюдай, что произошло. 6. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?
Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Воспитатель: Делаем вывод.
Дети: В почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей) Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? Дети: червяки, муравьи , крот, полевая мышь.
Опыт № 4.
Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.
1. Зачерпни мерную ложку почвы. 2. Брось её в стакан с водой. 3. Размешай палочкой. 4. Дай отстояться. 5. Наблюдай за осадком 6. Сделай вывод.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите?
Дети: В почве есть песок и глина.
Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу в лаборатории.
Я прошу вас вернуться на свои места.
IV.Закрепление
Игра “Это мы знаем”.
Правила игры: Если я говорю правильно и вы согласны, то говорите “да”, если не согласны “нет.
а) почву называют волшебной кладовой? б) основное свойство почвы- плодородие? в) почва синего цвета? г) в почве есть вода и воздух? д) в почве нет песка и глины?
V. Рефлексия деятельности
А) Ребята вам понравилось наше занятие?
Б) Зачем мы делали опыты?
В) Довольны ли вы своей работой?
Воспитатель: Мы сегодня хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Хотите потанцевать?