Закреплять представления детей о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Образовательная область «Художественное творчество»:
Дать понятие о нетрадиционной технике рисования – «тиснение»;
Развивать конструктивные навыки в составление образа из частей.
Образовательная область «Социализация»:
Развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, переживать;
Учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; заучивание потешек о лисе; разучивание игры «Лиса и Волк»; словарная работа: «пир», «потчевать», «не обессудь», «несолоно хлебала».
Взаимодействие с родителями: совместное творчество – подбор рифмы к слову «лиса».
Демонстрационный материал: «сказочный ларец», кукла лисы (би-ба-бо), предметы к игре «Угадай сказку»: скалка, домик, рыбка, гусли.
Раздаточный материал: альбомный лист, пластилин, треугольники из картона разного размера (по 5 штук), восковые мелки, маркеры, маски для героев игры-драматизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Чтение Художественной литературы" для старшего дошкольного возраста »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад присмотра и оздоровления №40 «Снегурочка», г. Сургут
Воспитатель:Войтенко Лилия Наильевна
Направление: Познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: Познание.
Непосредственно-образовательная деятельность: Чтение художественной литературы.
Возраст: Подготовительная к школе группа.
Тема: «Лисьи сказки».
Цель:Развитие нравственности средствами устного народного творчества.
Задачи:
Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
Повторить известные детям произведения устного народного творчества (потешки, пословицы, поговорки, сказки) о лисе;
Познакомить с новыми пословицами;
Закреплять умение подбирать пословицы на заданную тему;
Продолжать учить сочинять новые концовки к сказке.
Образовательная область «Коммуникация»: ;
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать сказки.
С овершенствовать повествовательную речь: умение выразить свою точку зрения, грамматически правильно строить сложноподчиненные предложения.
Образовательная область «Безопасность»:
Закреплять представления детей о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Образовательная область «Художественное творчество»:
Дать понятие о нетрадиционной технике рисования – «тиснение»;
Развивать конструктивные навыки в составление образа из частей.
Образовательная область «Социализация»:
Развивать у детей способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, переживать ;
Учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; заучивание потешек о лисе; разучивание игры «Лиса и Волк»; словарная работа: « пир», «потчевать», «не обессудь», «несолоно хлебала».
Взаимодействие с родителями: совместное творчество – подбор рифмы к слову «лиса».
Демонстрационный материал: «сказочный ларец», кукла лисы (би-ба-бо), предметы к игре «Угадай сказку»: скалка, домик, рыбка, гусли.
Раздаточный материал: альбомный лист, пластилин, треугольники из картона разного размера (по 5 штук), восковые мелки, маркеры, маски для героев игры-драматизации.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
(Педагог приглашает детей подойти к «сказочному ларцу»)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я приготовила для вас ларец.
Весь ларец в чудесных красках, А в ларце, конечно, …
Дети: Сказки!
Воспитатель: А чтобы узнать про кого эти сказки,
отгадайте загадку: Пришла из леса рыжая птичница Кур пересчитать.
Кто это?
Дети: Это лиса.
Воспитатель: Конечно, это лиса. (Воспитатель достает из ларца куклу лисы).
Скажите, зачем ей кур в курятнике считать?
Дети: Не считать она пришла, а кур воровать.
Очень любит курочек покушать.
Считает, сколько курочек украсть, чтобы наестся.
Курочка даже снится лисе.
Воспитатель: Правильно, даже пословица об этом есть. Вспомните.
Дети: «Лиса и во сне кур считает».
Воспитатель : Во всех сказках лиса кого-нибудь обмануть пытается. Кого?
Дети: Колобка, петушка, волка.
Людей: кого перехитрит, у кого что-нибудь украдет.
Ход занятия:
1. Организация занятия.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, я приготовила для вас ларец.
Весь ларец в веселых красках, А в ларце, конечно, …
Дети: - Сказки!
Воспитатель: - Про кого эти сказки? Отгадайте.
Пришла из леса рыжая птичница Кур пересчитать.
Дети: - Это л иса.
Воспитатель: - Конечно, это лиса. Хитрая она!
Скажите, зачем ей кур в курятнике считать?
Дети: - Она воровать пришла кур из курятника.
Воспитатель: - Правильно, не считать она пришла, а воровать!
Очень она любит курочкой полакомиться, даже пословица есть про это, вспомните.
(«Лиса и во сне кур считает.
Воспитатель: А если бы не знали, сколько натворила лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она задумала плохое?
Дети: Нет, на вид она очень красивая и хорошая.
На вид она ласковая и добрая, а сама обманывает и ворует.
Воспитатель : Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей и доброй, а поступки совершает плохие и злые .
Воспитатель: Ребята, вспомните потешку о лисе, которую мы учили.
(Дети рассказывают выученную при предварительной работе потешку).
Лиса, лисонька, лиса.
Лиса - рыжая краса. У амбара пробегала, Крынку с маслом увидала. Стоит крынка в холодке. В огороде, в уголке. Как бы в крынку влезть? Как бы масло съесть?
Воспитатель: Илья, расскажи нам, пожалуйста, потешку, которую ты сочинил дома с мамой. (Илья А. рассказывает потешку собственного сочинения).
Лиса, лисонька, лиса.
Где была моя краса?
Я у берега была,
Обманула волка я.
Воспитатель: Молодец, Илюша. Вот какая хитрая лиса, даже сами сказки о ней бывают хитрые, с обманом: (дети садятся на стулья, воспитатель показывает лису, на интерактивной доске - изображение леса).
Рассказать вам про лису?
А она уже в лесу!
(воспитатель прячет куклу за доску)
Воспитатель: Вот и сказка закончилась.
Как вы думаете, почему?
Дети: Лиса в лес убежала.
Спряталась в лесу.
Воспитатель: Лиса попыталась нас перехитрить, а вы догадались, что слова, звучат одинаково, а значение у них разное. Что такое лес?
Дети: Место, где растут деревья.
Воспитатель: А лиса?
Дети: Лиса - это животное.
Воспитатель: Остроумная сказка, хоть и короткая. Но в моем ларце и другие сказки есть. Поиграем в игру «Угадай сказку»: я буду доставать из ларчика разные предметы, а вы называть их и угадывать, из какой они сказки, и «волшебным пером» показывать соответствующую иллюстрацию на доске. Не забывайте, что эти сказки должны быть обязательно про лису. (На интерактивной доске иллюстрации к сказкам: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и Волк», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок»).
Воспитатель: Молодцы. Следующая сказка.
Закрываем крепко глазки (воспитатель достает из «ларца» рыбку) .
Угадайте, что за сказка?
Дети: Это рыбка.
Из сказки «О рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Ребята, вспомните задание,
сказка должна быть обязательно про лису.
Будьте внимательны!
Дети: Это сказка «Лиса и волк».
Воспитатель: Правильно, п окажите иллюстрацию к этой сказке.
(Катя обводит указкой выбранную ею иллюстрацию).
Воспитатель: Правильно ли выбрала Катя картинку?
Дети: Да, правильно.
Воспитатель: Подберите пословицу к этой сказке.
Дети: «Лиса семерых волков проведет».
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в народную игру «Лиса и Волк».
(Дети стоят в кругу, взявшись за руки, в середине круга двое детей - Лиса и Волк).
Волк шел стороной, (Дети идут по кругу, Лиса и Волк Лиса — улицей. прогуливаются внутри круга
Волк пел петухом, каждый своей походкой).
Лиса — курицей. (Лиса бежит за Волком (катается в
Волк санки купил, санках), взяв его за обе руки).
Лису в санки посадил. (Дети останавливаются, делают Не доехал до села — «воротики», Лиса отпускает руки
Лиса выскочила! Волка и убегает от него, Волк ее (Игра повторяется 2 раза). догоняет).
Воспитатель: Вот какие лиса и волк ловкие, а теперь, ребята, вместе с ними садитесь на стулья.
Воспитатель: Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Дети: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Добро потерял – новое наживешь, друга потерял - уже не вернешь.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу не разрубишь и топором.
Воспитатель: Много пословиц о дружбе вы знаете.
Закрываем крепко глазки (воспитатель достает из «ларца» домик) .
Угадайте, что за сказка?
Дети: Это домик из сказки «Теремок».
Воспитатель: А еще какую сказку можно вспомнить,
посмотрите внимательно на иллюстрации.
Дети: Можно вспомнить сказку «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Выберите «волшебным пером» иллюстрации на доске.
(Лена и Илья по очереди выбирают картинки к названным сказкам).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, осталась одна иллюстрация к сказке. Скажи, Лена, из какой сказки?
Лена: Это сказка «Колобок»
Воспитатель: Правильно, посмотрите, вот и сама
лисичка: сидит возле пенька и с колобка глаз не сводит,
только хвостиком помахивает.
Что вы скажете колобку?
Дети: (грозят пальцем)
Не верь лисе, она хочет съесть тебя!
Берегись, колобок, съест тебя лиса!
Лиса только притворяется ласковой.
Воспитатель: Молодцы, есть такая пословица:
«Во рту медок, а в уме – холодок», как вы ее понимаете?
Дети:
Это, когда во рту сладко, а в голове – холодно.
Слова сладкие, хорошие, а мысли – холодные, плохие.
Воспитатель: Да, правильно. Скажите, а можно ли так сказать про лису и почему?
Дети:
Можно, потому что лиса говорит колобку сладким голосом, а сама хочет съесть его.
Да, притворяется добренькой, а сама злая.
Воспитатель: Правильно, ребята. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, с виду красивые, а на самом деле хитрые и лживые. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила. Какие?
Дети: Никогда не уходить с чужими людьми, не разговаривать, не отвечать на вопросы.
Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.
Не уходить одним гулять, не отходить от родителей на улице.
Воспитатель: И главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать. Этому и учат нас сказки, недаром говорится «Сказка - ложь, да в ней намек».
Посмотрите, уже весь стол занят предметами из сказок про лису, а в ларчике еще одна сказка есть, в которой лисе на ее хитрость другой хитростью ответили: как аукнулось, так и откликнулось. Догадались, о какой сказке я говорю?
Дети: Да. Это сказка «Лиса и журавль».
Воспитатель: О чем эта сказка?
Дети: Эта сказка о том, как Лиса подружилась с Журавлем.
Воспитатель: Я приглашаю вас в сказку.
Все девочки будут лисичками, а мальчики - журавлями.
А сказку нам расскажет - Ульяна.
Произнесите волшебные слова:
«1, 2, 3, вокруг себя обернись и в сказке окажись». (Дети произносят слова, надевают маски. Ульяна рассказывает сказку с опорой на модели. Дети – герои одновременно обыгрывают ее (эмоции, движения)).
Воспитатель: Какие грустные, обиженные лисички и журавлики. Почему же не получилось дружбы у Лисы и Журавля?
Дети: Потому что Лиса задумала обмануть Журавля: покушать и дома и в гостях, а самой не угощать гостя.
Потому что Лиса не подружиться хотела, а обмануть Журавля. Воспитатель: Какой урок преподал Журавль лисе? Дети: Журавль ответил ей тем же.
Сам наелся, а лиса ушла несолоно хлебавши.
Воспитатель: Была ли это настоящая дружба?
Дети: Нет, так настоящие друзья не поступают.
Воспитатель: Какой пословицей заканчивается сказка?
Дети: Как аукнулось, так и откликнулось!
Воспитатель: Как вы понимаете эти слова?
Дети: Как Лиса угостила Журавля, такое угощение и сама получила.
Как ты будешь относится к друзьям, так и они к тебе.
Если ты будешь обижать друзей, то и от них добра не жди.
Воспитатель: А какую еще пословицу можно подобрать к концовке сказки?
Дети: Что посеешь, то и пожнешь. Какой привет, такой и ответ.
Воспитатель: А хотели бы вы их помирить? Что для этого нужно?
Дети: Нужно, чтобы лиса стала доброй, щедрой, ласковой.
Себе положила бы кашу в тарелочку, а журавлю – в кувшин. (Показывают).
Воспитатель: Покажите в каком настроении ушел журавль от лисы?
Воспитатель: Как угостил журавль лису?
Дети: Журавль угостил лису из тарелки, а сам поел из кувшина.
Воспитатель: Какое настроение стало у лисы? Покажите.
Воспитатель: Какие вы радостные и довольные.
Воспитатель: Какими словами можно закончить сказку?
Дети: Стали лиса и журавль дружить.
И в гости к друг другу ходить. (Дети взялись за руки - подружились).
Воспитатель: Скажите, что же лучше - ссориться или дружить?
Дети: Дружить лучше, чем ссориться.
Воспитатель: Произнесите волшебные слова, возвращаемся в группу:
«1, 2, 3, вокруг себя обернись и в группе окажись». (Дети произносят слова).
Воспитатель: Сегодня мы лисьи сказки вспоминали, а теперь я вам предлагаю нарисовать лису. Мы сегодня познакомимся с новой техникой рисования - «тиснение». Присаживайтесь за столы. (Дети садятся).
Посмотрите, что я для вас приготовила.
Дети: Треугольники.
Воспитатель: Из них на листе нужно сложить фигуру лисы. А чтобы детали не двигались, их надо прилепить к листу маленькими кусочками пластилина.
(частичный показ).
Воспитатель: А теперь возьмите альбомный лист, приложите, совмещая углы. Чтобы не двигался, не забывайте придержать его левой рукой. Возьмите восковой мелок, положите его боком на альбомный лист, с небольшим усилием проведите им по бумаге. Это техника и называется «тиснение», то есть образ лисы вытесняется, появляется на бумаге. Чего не хватает на нашем рисунке?
Дети: У лисы нет глаз, рта, носика, лапок.
Воспитатель: Дорисовать можно маркерами.
(Воспитатель наблюдает за работой детей, оказывает помощь при возникновении затруднений).
Воспитатель : Молодцы, ребята, у вас получились замечательные лисички, а из какой они будут сказки, подумайте, может вы придумаете свою сказку. Дома вы сможете дорисовать ваши работы, а затем из них мы оформим выставку «Лисьи сказки».