Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 5-6 лет «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ»»
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 5-6 лет «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ»
Цель: Формирование экологических представлений Задачи: Воспитывать бережное отношение к деревьям, умение замечать красоту, знать о пользе деревьев; Обратить внимание на региональные особенности времён года и растительный мир; Воспитание любви и привязанности к родному краю. План: 1. Рассматривание лэпбука «Весна»; 2. Загадки о деревьях; 3. Беседа: «Лес – наше богатство»; 4. Физминутка: «Деревья»; 5. Рассматривание альбома «Деревья нашего края»; 6. Рисование: «Дерево»; 7. Прогулка: • «Наблюдение за деревьями»; • Загадки – описания ( о деревьях); • Игра: «Назови дерево»; • Игра: «Медведь и пчелы». 8. Чтение сказки: «Сказка про лес»
Ход занятия:
Модница в белом платье, Длинные сережки, Тонкий стан, Первая одевает Желтый наряд осенью. (Береза)
Пришла весна - одела зеленый наряд, Наступило лето - загорала, А осенним днем одела красные бусы... (Рябина)
Под окном оно растет, Из цветочков золотых Собирают пчелки мед. Лечит и от простуды и от гриппа Прекрасный доктор - ... (Липа)
Хоть орешки и малы. Все же желуди вкусны. Много маленьких плодов Подарить он всем готов. (Дуб)
Без них нам на свете никак не прожить! Не сможем дышать и не сможем ходить. Не будет ни тени, ни пищи, ни дома. Все звери умрут без надежного крова. Их надо беречь, уважать, защищать. И люди должны это все понимать! (Деревья) «ЧЕЛОВЕК И ДУБ» По лесу идёт человек с топором Да с легкой зубастой электропилой. И катится, катится, катится гром, И пахнет тревожно смолой. А я вижу дуб, замечательный дуб: Зеленый, веселый, живой… Подходит к нему пожилой лесоруб, И дуб вдруг поник головой. С макушки до пят пробрала его дрожь, Как будто молил он: «Не надо, не трожь!» И тихо сказал, уходя, лесоруб: — Пусть тысячу лет проживёт этот дуб! И. Векшегонова - Ребята, сегодня день наблюдений. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? Ответы детей - Какие вы знаете деревья? - Какие деревья растут на территории нашего детского сада? - Как деревья и кустарники готовятся к зиме? Ответы детей - Весна – прекрасное время для наблюдений за деревьями. Все в природе просыпается после зимы, а у деревьев скоро наступит период цветения, когда начнут, распускаются листья. Еще неделю назад деревья спали, а сейчас начали появляться маленькие почки. Почему? Ответы детей Рассматривание альбома с фотографиями деревьев: «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО» - Какие деревья вам знакомы? - По каким признакам мы определяем, что дерево проснулось? - Что происходит с почками? - Что происходит после цветения? - Что происходит с семенами? - Какими бывают леса? - Назовите хвойные деревья? - Назовите лиственные деревья? - Чем отличается хвойный лес от лиственного? - Что общего у деревьев? (Ствол, ветки, корень) - Приглашаю всех на весеннюю полянку. ФИЗМИНУТКА: «ДЕРЕВЬЯ» Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (дети садятся за столы) РИСОВАНИЕ: «ДЕРЕВО» ИГРА: «МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ» Итог занятия: Ребята, как нужно обращаться с деревьями, кустарниками? Нельзя ломать ветки, т.к. деревья - очищают воздух, дают кислород. Без деревьев и растений не будет жизни на нашей планете. О деревьях нужно заботиться. Чтение сказки
«СКАЗКА ПРО ЛЕС»
Жил-был лес. Лес был темный, сырой и неуютный, и мало какие звери хотели в нем оставаться. Оттого огромные ветвистые деревья, хоть и росли густо, были одиноки, и лишь изредка, грустным шепотом обсуждали свою судьбу. Птицы не пели в этом лесу - случайно залетев сюда, они поскорее покидали лес, поднимаясь повыше - к небу, туда, где над широкими кронами светило яркое солнце. Лес тихо провожал их взглядом и злился. Ему было обидно, что он такой пустой и тихий, что под ветвями деревьев, под листьями совсем нет места солнцу и радости. И зло копилось под корнями деревьев, таилось под жухлой прошлогодней листвой, путалось в буреломах и грозило опутать весь лес. Зло притянуло в лес новых жителей - пауков. Паукам понравилась темнота и сырость. И буреломы. И тогда паутина налипла на стволы, опутала ветки, покрыла листья... и лес окончательно стал страшным для всех, кто хотел бы в нем поселиться. Однажды среди деревьев обнаружилась маленькая семечка, крохотная и совсем незаметная. Никто не знал, как она очутилась почти в самом сердце леса: может пауки принесли ее на своих лапках, или же ее занесло ураганным ветром, возможно, ее выронила пролетающая над лесом птица. Это совсем не важно. Важно, что семечка упала в рыхлую влажную землю и ей здесь понравилось. Она пригрелась и крепко заснула. А через несколько дней новый росточек пробился сквозь бурелом. Он вел себя скромно, прятал широкие листья и вскоре Лес перестал обращать на него внимание. Прошел месяц и на самой верхушке ростка внезапно вспыхнуло маленькое яркое солнышко. И впервые за многие годы деревья увидели свет, который до сих пор скрывали от них их же густые кроны. Они бы разбежались от испуга, но деревья не умеют бегать и поэтому они просто замерли, пытаясь понять - хорошо это или плохо... перестали качаться ветки на ветру, перестали шуршать листья. В лесу стало ещё тише, чем прежде. Лес думал. Лесу было тепло от солнышка, и ему понравилось. Лес с любопытством ждал, что же будет дальше. А маленькое солнышко продолжало расти; каждый вечер росточек прятался в буреломе и каждое утро, выбирался повыше к скрытому густой листвой небу, расправлял смявшиеся за ночь листочки и освещал все вокруг своим светом. Лес чувствовал, что происходит что-то волшебное. И пауки тоже это чувствовали и волновались с каждым днем больше и больше. В конце концов, они собрались на совет и решили, что нужно пойти разведать, что же греет Лес и приносит ему радость. Выбрали самого большого и смелого паука и отправили его к бурелому, от которого исходило неприятное им тепло. Только большой и смелый паук не смог близко подойти к ростку - слишком ярко светило его солнышко. Тогда пауки решили дождаться самого темного времени суток - перед самым рассветом - напасть на росточек всей стаей и уничтожить его. Лес тревожно зашелестел листвой, когда увидел, что пауки со всех сторон подкрадываются к его солнышку. Но росточек не слышал, он крепко спал в своем буреломе и видел яркие добрые сны. Пауки тем временем пробрались между засохшими ветками и стволами совсем близко к ростку и стали оплетать его паутиной, чтобы не дать ему снова проснуться и выпустить солнышко. Они стали грызть и его стебель, чтобы убить и обдирать листья. Но росточек раскрылся – даже сквозь сеть паутины. Солнышко заворочалось и повернулось к паукам. И улыбнулось. И распушило хвост. И внезапно оказалось, что улыбка у солнышка очень зубастая, а свет его хвоста жжет опутывающую росток паутину. Самые трусливые пауки начали медленно отступать, а самые смелые стали выпускать паутину ещё быстрее. Тогда солнышко соскочило с зеленого стебля, начло кусать пауков, отгонять их пушистым хвостом и сиять так ярко, что его свет пробился даже сквозь густую лесную крону. И пауки в ужасе бежали из леса. Но после этого в лесу не стало пусто, потому что в него вернулись звери и птицы. Они пришли на запах радости и сказки и очень скоро заселили весь лес. Только в бурелом к росточку заглядывали не очень часто, потому что знали, что там живет солнышко. Теплое, ласковое, но немного стеснительное.