Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Что мы знаем о рыбах"»
Ознакомление с окружающим миром.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РЫБАХ?
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Задачи:
Образовательные: познакомить с признаками и разнообразием рыб; учить определять принадлежность животного к своей группе, прививать любовь ко всему живому; Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).
Развивающая:
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.
Материалы и оборудование: фотографии морских и речных рыб;
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
– Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
– Ребята, а где плавает корабль, как вы думаете? (По океану, на море, реке.)
– Правильно, по водным просторам. Мы будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. Каких обитателей водоемов вы знаете? (Ответы детей.) Вот как удивителен подводный мир. О ком мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть – не говорю.
(Рыба.)
– Что вы знаете о рыбах? А хотите узнать еще больше об этих обитателях подводного мира?
2. Беседа-рассказ «Какие они – рыбы?».
– Ребята, кто такие рыбы? (Животные.)
– Что имеют практически все рыбы? (Позвоночник.)
– Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)
– Как рыбы дышат? (Жабрами.) Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.)
– Ребята, а где живут рыбы? (В море, аквариуме, реке, озере, пруде.)
– Как называются рыбы, живущие в море? (Морские.)
– Как называются рыбы, которые живут в пресных водоемах? (Пресноводные.)
– Как мы называем рыб, которые живут в аквариуме? (Аквариумные.)
– Прежде чем приступить к исследованиям в группах, давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы и назовем части ее тела.
Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устраивали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школах, детских садах, офисах. Аквариумные рыбки очень красивы.
На земле много водоемов с пресной водой – реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. Щука – хищница. Живет в реке и озере. Поедает мелких рыбешек, лягушек. Может весить до 12 кг.
Жизнь в морях необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тысяч видов рыб. Самые красивые и необычные рыбы – это морские. Известно более 200 видов акул. Большинство из них жестокие хищники. Они питаются другими животными, могут нападать на людей. Скелет акул состоит из хрящей. У акул есть чешуя, но не такая, как у большинства рыб. Чешуя акул жесткая, как наждачная бумага. У акул мощные челюсти с несколькими рядами зубов. Акулы очень быстро плавают.
чешуёй.
Физкультминутка
Рыбы весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
Произвольно машут руками, двигают ногами.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Присели, подогнули головки к коленям – «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками.
– Что общего у всех рыб? (Строение, среда обитания.)
– Строение у разных рыб одинаково?
– Чем отличаются рыбы? (Окраской, размером, формой туловища, плавников, хвоста.)
4. Игра «Найди дом для рыбки».
– Догадайтесь, о какой рыбе идет речь, и положите кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый кружок, если морская – синий.
Педагог читает загадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом.)
– Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин.
(Камбала.)
– Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит.
(Ерш.)
– Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает.
(Щука.)
– Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская.
(Акула.)
– Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок.
(Окунь.)
– Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей
Работа над развитием музыкальных навыков. «Определи по ритму» (Н. Г. Кононова).
– Рыбы не умеют говорить, петь, а у нас с вами это хорошо получается. Напойте знакомые песенки.
Дети по желанию поют.
– А теперь определите песенку по ритмическому рисунку, который я прохлопаю.
Прохлопывает ритм 1–2 фраз хорошо известных детям мелодий.
– Слушайте мелодию и подпевайте. Проводится игра «Определи по слуху».
5. Рефлексия.
- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)
- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)
- Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)
- Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового.