Чтение художественной литературы - описание снеговика в произведениях, рассматривание на иллюстрациях; лепка снеговика из снега на участке детского сада, рисование снеговиков; беседа о зиме.
Средства реализации:
Демонстрационный: Фото снеговик, алгоритм лепки снеговика, медальоны виде снежинок.
Раздаточный: Белый пластилин на каждого, цветной пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки, подносы, головной убор для снеговика.
Методические приёмы: Разгадывание загадки. Проблемная ситуация. Рассматривание фотографии снеговика. Пальчиковая гимнастика. Самостоятельная деятельность детей – «Помогаем снеговику». Выставка работ. Анализ, оценка.
Ход занятия:
Орг. Момент
Приветствие в кругу «Собрались все дети в круг. Слева друг и справа друг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».
Основная часть
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте отгадать:
Наступили холода
Обернулась в лед вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Зимой.
Воспитатель: Молодцы! А теперь попробуйте описать зиму. Какая она? (снежная, морозная, реки заледенели, иней на дверях, холодная, белая)
Воспитатель: Какая одежда у людей в Туймазах? (зимняя, теплая, шубы, шапки, шарф, валенки).
Воспитатель: А в какие игры можно играть на участке нашего детского сада? (играть в снежки, лепить снеговика, разные снежные фигурки, кататься с горки на санках, на лыжах, на коньках).
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад увидела нашего снеговика, которого мы слепили на участке, он был грустный. Я даже сфотографировала его, чтобы показать Вам. Посмотрите! Он сказал мне, что когда мы вчера ушли в группу ему стало грустно и у него совсем нет друзей.
Что мы можем сделать для него?
Дети: Мы можем слепить для него друзей.
Воспитатель: Хорошо, давайте слепим снеговиков. Садитесь на свои места. Сядьте правильно (ноги вместе, спина прямая).
Воспитатель: Давайте рассмотрим из каких частей состоит снеговик?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Правильно, из шаров. А скажите, пожалуйста, все ли шары одинаковой величины?
Дети: Нет, разные.
Воспитатель: Правильно. Самый большой – нижний, чуть поменьше – средний, самый маленький – верхний. Ребята, а как мы лепим шары?
Дети: Круговыми движениями рук между ладонями. Дети покажите мне пожалуйста, в воздухе, как мы лепим шар. (имитация движений).
Воспитатель: Ребята, снеговик какого цвета?
Дети: Белого цвета.
Воспитатель: Перед тем как приступить к лепке давайте приготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Снежки»:
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошках.
Дружно ими по бросались –
Наши руки и размялись.
Воспитатель: Сядьте правильно. Перед вами корзины с пластилином. В корзине три куска пластилина белого цвета, из какого куска слепим нижний шар?
Дети: С большого куска слепим нижний шар.
Воспитатель: С куска поменьше слепим средний шар, а оставшийся кусок поделим на две равные части. С одного куска слепим голову, а второй кусок опять разделим пополам и слепим из него руки. Теперь ставим шары один на другой (внизу большой шар, вверху маленький) и плотно прижимаем, разглаживаем. Теперь из оранжевого пластилина отщипываем пластилин, делаем удлиненную морковку, раскатываем пластилин между пальцами вперед назад - это нос. Теперь отщипываем пластилин из черного пластилина и делим его на две части и скатаем из них маленькие шары - глазки и колпачок на голову будет из мозайки. Итак, приступайте к работе. Кто забудет можете посмотреть на правильную последовательность. Вы наверное устали, давайте отдохнем и начнем лепить снеговиков.
Физминутка «Лепим мы снеговика»
Лепим мы снеговика(имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,(наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он.(разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше,(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова.(чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.(над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –(показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Воспитатель: Сядьте на свои места правильно.
И приступайте к работе. Вот и снеговик наш готов.
Подведение итогов.
Воспитатель: Кто закончил работу, потихонечку поставьте свои снеговики на полянку, где их ждет снеговик. Молодцы ребята! Очень хорошие снеговики получились у (детей) и т.д. А вам ребята, какие снеговики нравятся больше всех? (Ответы детей). С заданием все справились, все молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, как радуется снеговик, что обрел новых друзей. Он улыбнулся. А я предлагаю Снеговику погостить еще какое-то время. А сейчас уберите все со стола.