Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Путешествие на математический остров"»
Группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема: «Путешествие на математический остров»
Цель: закрепление умений решать математические задачи и примеры
Задачи: 1. учить решать примеры в пределах второго десятка;
2. продолжать учить измерять линейкой;
3. продолжать учить ориентироваться на листе бумаги
4. развивать внимание, память
5. воспитывать навык самоконтроля и самооценки.
Материал и оборудование: интерактивная доска; карточка - соедини по порядку возрастания «кораблик»; цифры и математические знаки; карточки на каждого ребенка, с изображением домика; лист в клеточку на каждого ребенка; простые карандаши; мяч; карта.
Ход НОД
Воспитатель: -ребята сегодня мы с вами отправимся на математический остров. Но чтобы туда добраться нам необходима карта, а я ее потеряла где-то в нашей группе. -Помогите мне ее найти! Поможете?
«Кто правильно пойдет, тот карту найдет»
-Тогда слушайте внимательно и следуйте в нужном направлении. Подойдите ко мне поближе и встаньте в один ряд. Сделайте два шага вперед, поверните направо, 2 шага вперед, поверните налево, один шаг вперед.
-Вот она посмотрите, вы ее нашли, молодцы! (Карта появляется на экране).
Воспитатель: -но ребята, на этом наши трудности не закончились. Вместе с картой здесь есть листочки, на них цифры. Если мы соединим все цифры в порядке возрастания (от 1 до 10), то узнаем на чем отправимся в путь.
После завершения работы на экране появляется кораблик и мы плывем на первый остров. (Кораблик передвигается в заданном направлении по стрелкам)
- Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы добраться до математического острова.
- 1 остров на пути «Предыдущий и последующий» (игра с мячом)
Дети встают в круг и ловят мяч. Кто поймал мяч называет число сначала последующее названному, а затем предыдущее.
-Наш кораблик плывет на следующий остров и называется он «Логические задачки»
Сколько ушей у двух кошек? (4)
Сколько глаз у светофора? (3)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько солнышек на небе? (1)
Сколько лап у двух собак? (8)
Сколько в неделе выходных дней? (2)
Сколько ушей у 3 мышей? (6)
Два мальчика играли в шашки 4 часа. Сколько времени играл каждый?
Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
Что едят крокодилы на Северном полюсе
От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в 5». В каком вагоне летел папа?
По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы – четыре. Сколько ног вместе?
Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?»
- 3 остров называется «Реши правильно»
Воспитатель: - вам предлагают составить и решить задачи про пирожки. Проходите на свои места. Ребята скажите сколько частей в задаче? Что такое условие? А что такое Вопрос? С помощью цифр и знаков составьте и решите задачи. Скажите если мы используем знак плюс, что происходит с числом? А что происходит с числом, если мы используем минус?
(садятся за столы, на столах цифры и знаки, составляют задачу по изображению на экране)
- Вы все молодцы! А сейчас нам нужно вспомнить название каждого дня в неделе. Поможет нам в этом наша веселая физкультминутка:
Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг- в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал
Очень долго танцевал,
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
Воспитатель: - посмотрите, ребята, а на этом острове самое трудное задание. Необходимо решить примеры на сложение и вычитание и на доске записать примеры. (С помощью интерактивной доски дети решают примеры и стилусами записывают решение)
Воспитатель: все молодцы, все выполнили верно, и мы плывем на следующий остров. А называется он «Измерь сам»
Без точности измерения не построить не один дом. Посмотрите перед вами небольшие карточки, где изображен дом. Нам нужно помочь жителям этого острова измерить высоту дома. А с помощью чего можно измерить высоту дома? (С помощью линейки)
Расскажите, как правильно мы будем измерять высоту? (Ответы детей)
Какая у вас получилась высота дома? (ответы детей)
Молодцы!
Воспитатель: ну вот наш кораблик и приплыл на математический остров. Но просто так нас туда не пускают. Здесь приготовлено последнее задание, и оно не простое. Давайте посмотрим, что у нас лежит в конверте на столе.
Дети садятся за столы, берут листы в клетку и карандаши (Графический диктант):
-Что сегодня мы делали на занятии, что вам понравилось больше всего делать?»
-А что было сложнее всего? (ответ детей)
- А что было легко? (ответ детей).
Воспитатель: - посмотрите ребята, для вас на острове есть подарок, что это? (На экране появляется цифра 5) Дети получают медали с цифрой 5!
Самоанализ
Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Путешествие на математический остров» и общей целью - закрепление умений решать математические задачи и примеры.
Вводная часть – это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Детям было предложено отправиться в путешествие на математический остров. Использование интерактивного экрана позволяет включать в процесс обучения и звук, и действие, что повышает интерес и внимание детей к различным видам деятельности, повышает мотивацию детей к получению новых знаний.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались ситуации, направленные на решение поставленных задач. Применение интерактивной презентации помогло ускорить процесс усвоения знаний в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей.
В заключительной части НОД также использована игровая ситуация – найти способ как попасть на остров, решив графический диктант.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использованы игры, вопросы на сообразительность и логическое мышление, проблемные ситуации на решение задач и примеров, с применением интерактивного оборудования. Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствует их психологическим особенностям и рационален для решения поставленных целей и задач, соответствует требованиям СанПин.
Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, игры, логические задачи, поощрение);
2.Наглядно-демонстрационный: презентация, с использованием эффекта звука и движения, карточки-задания «кораблик», счетные, цифры и математические знаки на каждого ребенка, изображение домика.
3. Практический (выполнение действий с предметами при решении задач);
4. Игровой (сказочное путешествие, задания);
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, словесная оценка результатов деятельности)
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, игровой прием, поощрение, помощь ребенку, беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.
Выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей с использованием интерактивного оборудования достаточно эффективна, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся, а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.