Просмотр содержимого документа
«Конспект нод по развитию речи в старшей группе "Звуки ж-ш"»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки ж-ш»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Познакомить детей со звуками «ж-ш».
2. Закрепить произношение звуков «ж-ш» в словах, слогах, предложениях.
3. Упражнять в правильном речевом дыхании, в произношении звуков тише-громче.
4. Продолжать учить отвечать четко на вопросы.
Развивающие задачи:
1. Развивать слуховое восприятие звуков «ж-ш».
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение внимательно слушать вопросы воспитателя.
Материал: прищепки с наклеенными фигурками по количеству детей, схемы слова по количеству детей, карточки, в названии которых звуки «ш-ж», символы звуков «жуки», «змейки» по количеству детей, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь! Молодцы! А сейчас нам надо потренироваться.
Проводится артикуляционное упражнение с движениями. Дети стоят на ковре.
На качелях мы качались (качают руками внизу влево-вправо),
Высоко вверх поднимались (руки через стороны вверх 2 раза),
Вверх –вниз, вверх-вниз (руки вперед-вверх, вперед-вниз),
Очень крепко ты держись (сцепить руки в замок впереди).
Воспитатель: А теперь давайте сделаем зарядку для язычков.
«Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку.
«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая упражнение сверху вниз.
«Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
Воспитатель: Ребята,сегодня мы будем учиться правильно произносить звуки «ж-ш». Давайте сравним их звучание. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь «ж».
При произнесении «ж» участвует голос, связки, а «Ш» - нет.
Используются иллюстрации.
Воспитатель: Скажите как жужжит жук? (дети произносят вместе и по-одному, 3-4 ребенка). Как шипят гуси? Как жужжит пчела? Как шумит камыш?
- Молодцы, а теперь попробуем все вместе повторить шутки-чистоговорки:
Шу-шу-шу-я флажком машу
Шо-шо-шо-летом хорошо
Жа-жа-жа-видели ежа
Жу-жу-жу-на лужок хожу.
Дети проговаривают вместе и по-одному.
- А сейчас послушайте, я прочту два стихотворения, а вы определите, какой звук слышится чаще «ш» или «ж»?
1. В тишине лесной глуши шепот к шороху спешит
Шепот по лесу шуршит-шу-шу-шу, да ши-ши-ши.
Какой звук слышится чаще?
Дети: Звук ш.
2. Жили были серый еж и его ежиха
Серый еж был очень и ежиха тоже
И ребенок был у них-очень тихий ежик
Дети: Звук ж.
Дифференциция звуков ш-ж на слух.
Воспитатель: Теперь мы поиграем с вами в игру «Светофор». На экране будут появляться картинки и если в названии картинки есть звук Ш – вы поднимаете символ звука Ш – змейку, если в названии картинки есть звук Ж – вы поднимаете символ звука Ж – жука.
На мультимедийной доске по очереди включаются слайды с картинками: шайба, журнал, школа, дождь, чашка, журавль, шмель.
Дети поднимают символы звуков – змейка (звук ш) и жук (звук ж).
Воспитатель: Ну, а сейчас игра «Четвертый лишний». На экране четыре предмета, один из них лишний, подумайте какой?
Игра проводится два раза. На экране картинки – чашка, мошка, шуба и мяч. Далее картинки – жаба, желудь, жираф и пчела. Дети определяют, какая картинка лишняя.
Воспитатель: А теперь Ежик (игрушка) предлагает вам рассказать чистоговорку с разной силой голоса - шепотом, в полголоса, в полный голос, громко и снова шепотом.
«У ежа ежата, у ужа-ужата, не живут ежи, где живут ужи».
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,
Вот так, вот так, еще эдак, еще так
(Крутят головой.)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали,
Вот так и вот так и вот эдак и вот так
(Наклоны влево-вправо.)
Вперевалочку ходили и из речки воду пили
Вот так и вот так и из речки воду пили
(Наклоны вперед.)
А потом ещё плясали, дружно лапы поднимали
Вот так и вот так дружно лапы поднимали
(Приседают и поднимают руки вверх.)
Воспитатель: Следующая игра называется «Найди место звука в слове». Перед вами, ребята, лежит схема слова и фишка. На экране будут появляться картинки и вы должны будете положить фишку на схему в том месте - в начале, середине или в конце слова, где находится один из звуков, с которыми мы сегодня играем – ш или ж.
Дети работают со схемой и по вызову воспитателя на мультимедийном экране со словами «нож», «шар», «ёжик».
Воспитатель: И последняя игра, в которую мы сегодня с вами поиграем называется «Прищепки». Перед вами картинка со звуком Ш или Ж, и на ней пустые прищепки. Вам нужно захватить прищепкой картинки с тем звуком, который соответствует вашей прищепке и рассказать о своем выборе.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо играли и справились со всеми заданиями, я предлагает вам расслабиться и угоститься чаем. Посмотрите, у вас на столе чашки с чаем (пособие собственного изготовления). Но он горячий, на него надо подуть и остудить его.
Дыхательная гимнастика «Остуди чай в чашке»
(делают вдох и дуют на чай)
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас лежат смайлики. Если вы считаете, что всё было легко, то поднимите красный, а если были затруднения, то желтый.