Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».
Цель: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Масленица"»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
На тему: Масленица.
Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».
Цель: Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Задачи:1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».
2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
«Музыка»
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.
Демонстрационный материал: иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.
Предварительная работа: - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I.Беседа.
-Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Звучит минусовка «Петрушки».
- Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?
-Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.
1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).
2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).
II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:
Весеннее солнце
Круглое как блин, Улыбаясь светит. Рады теплой встрече с ним Взрослые и дети..
Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару - разбирайте! Похвалить не забывайте
3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).
4. - А как начинали отмечать праздник?( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)
Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица, К нам на двор примчится блинами угоститься! Встанут мастерицы у печи крутиться, Будут думать, да гадать, как девицу ублажать. Ароматными блинами, Удалыми пирогами с красноперыми боками Станем солнышко будить, Будем весело кутить!
5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...
«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»
6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?
- катались на санях, запряженных тройкой лошадей;
- играли в игру «Взятие снежного городка»;
- проводили кулачный бой;
- ходили в гости друг к другу, пекли блины,
- водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.
7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?
(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).
III. Исполнение детьми песни о блинах.
- В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.
Песня «Мы давно блинов не ели....»
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!
Гости будьте же здоровы, Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!
IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.
- Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.
Присели за столы и приступили.
Звучит минусовка песни «Блины».
V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.
- А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.
- Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.
VI.Подведение итогов.
-Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
- На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!