Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи:
1) Образовательные:
Закрепить знание сказки «Колобок»; умение подбирать антонимы к прилагательным; учить понимать и оценивать поступки героев; учить отгадывать загадки, используя характерные признаки объектов.
2) Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, навыки стереогноза, умение двигаться в соответствии со словами; творческое воображение и фантазию.
3) Воспитательные:
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, формировать у детей дружеские взаимоотношения, аккуратность, представление о доброте, дружбе, взаимопомощи; приобщать к правилам безопасного поведения в обществе.
4) Коррекционные:
Расширять словарь детей путём подбора антонимов, развивать навыки
словообразования прилагательных от существительных.
Оборудование:
мультимедийные картины с изображением героев сказки «Колобок»;
сенсорное пособие «Колобок»;
фасоль, абрикосовые косточки, заранее заготовленные шаблоны с изображением эмоций (смех, удивление, грусть);
мешочек с муляжами колобка из бумаги, теста, пластмассы, проволоки, ткани и т. д. ;
мяч, шапочка Лисы.
Предварительная работа:
чтение и пересказывание сказки «Колобок»;
лепка, рисование по сказке;
разучивание комплексов пальчиковой гимнастики.
Организационный компонент.
Ход НОД.
Дети входят в зал за воспитателем, проговаривая слова и выполняя движения.
Подвижное упражнение «Полянка».
Мы к лесной полянке вышли.
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
Прямо в сказку попадём!
(Дети пролезают в тоннель и оказываются перед экраном, садятся на стульчики.)
– Посмотрите, ребята, на какой интересной полянке мы оказались.
Что и кого вы здесь видите? (На экране деревья, избушка, дед, бабка).
– Точно, мы с вами попали в сказку. Только вот в какую?
– Вспомните, в каких сказках героями были дед и бабка.
(Лиса и волк. Курочка ряба. Сказка о золотой рыбке. Колобок. Репка. И т д.)
– Молодцы. Вы много сказок знаете. А чтобы узнать, в какой же сказке мы оказались, отгадайте загадку:
Из муки он был печён,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
(КОЛОБОК)
– Правильно, ребята. Мы оказались в сказке «Колобок».
(На экране картинка «Колобок» с грустным выражением лица).
– Ребята, а наш Колобок на картинке грустный или весёлый? Как вы думаете, почему он такой грустный? (ответы детей).
– Конечно, ему грустно, ведь все, кого он встретил, хотели его съесть. Давайте вспомним, а кого встретил Колобок на лесной дорожке? (Ответы детей).
– Как вы думаете, Колобок был послушный или нет, когда он убежал от дедушки и от бабушки?
– Почему с ним случились такие неприятности?
– Могут ли дети гулять без сопровождения взрослых?
– Давайте изменим ситуацию и поможем нашему Колобку избежать неприятностей. К нам будут приходить герои сказки, а мы будем выполнять их задания.
– Я вам загадаю загадки про этих персонажей:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверёк живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?
(ЗАЙКА)
– Правильно, это заяц.
(На экране картинка сказочного зайца).
– А зайчик нам задание принёс: хочет, чтобы мы ему помогли подобрать слова с противоположным значением.
Д/И «Скажи наоборот»(подбор слов-антонимов).
Избушка низкая, а дом – высокий;
Тропинка узкая, а дорога – широкая;
Дедушка старый, а внук – молодой;
Сказка длинная, а загадка – короткая.
(Дети подбирают слова-антонимы, ориентируясь на картинки из презентации).
– Молодцы, ребята, всё правильно назвали, зайчик пропустил нашего Колобка.
– Слушайте следующую загадку:
Рыщет там и рыщет тут.
Серым все его зовут.
Он в охоте знает толк,
Потому что это –
(ВОЛК).
На экране появляется волк.
– Волк вам тоже принёс своё задание: вот такой мешочек, куда он сложил колобков, которых сам смастерил из различных материалов, а нам он предлагает узнать, из чего сделаны его колобки.
Д/и «Узнай на ощупь».
В мешочке лежат колобки, выполненные из разных материалов – ниток, бумаги, пластилина, пластмассы, проволоки. Дети узнают на ощупь, из какого материала выполнены колобки, говоря при этом: «Из бумаги колобок бумажный, из проволоки колобок – проволочный, из пластмассы колобок – пластмассовый и т. д.»
– Хорошо, ребята справились и с заданием волка!
– Загадываю вам следующую загадку:
Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна.
И давай в лесу реветь…
Все зовут его…
(МЕДВЕДЬ).
На экране картинка с изображением медведя.
– Медведь тоже принёс вам задание: хочет, чтобы вы упражнения выполнили!
Динамическое упражнение «Мишка».
Вылез мишка из берлоги, (Присесть, встать - 2 раза.)
Разминает мишка ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)
На носочках он пошёл, (Ходьба на носках.)
И на пяточках потом, (Ходьба на пятках.)
На качелях покачался (Подниматься высоко на носках и опускаться на пятки.)
И к лисичке он подкрался. (Переступание с ноги на ногу.)
И спросил он молодицу:
— Ты куда бежишь, лисица? (хором, слегка наклониться и развести руки)
Дети садятся на стулья. Воспитатель загадывает загадку:
– Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее.
(ЛИСА).
На экране появляется лиса.
– Лиса, ребята, очень хочет колобка съесть, но мы поможем ему – выполним все задания лисички, чтобы она оставила его в покое.
– Сейчас мы с вами пройдём за столы, где заготовлены шаблоны колобков и поиграем в игру «Настроение Колобка» – выложим при помощи абрикосовых косточек разные эмоции на личике колобка: радость, грусть, удивление.
– Но лиса не только это задание придумала, хочет она всё равно догнать колобка и съесть его. Давайте покормим его, чтобы наш колобок сил набрался.
(Дети подходят по очереди к Колобку – пособию и «кормят» его абрикосовыми косточками.)
– Молодцы, ребята! Теперь наш Колобок точно убежит от лисы.
Проводится подвижная игра «Спасаем Колобка».
Дети стоят по кругу, один из них Лиса, он за кругом. По кругу быстро передают мяч – Колобок, а ребёнок – Лиса пытается догнать его. Игра проводится несколько раз.
Итог НОД.
На экране появляется весёлый колобок.
– Дети, мы помогли Колобку избежать всех неприятностей, и он развеселился.
Вам понравилось наше путешествие в сказку?
Что запомнилось больше всего?
Чьё задание было интереснее всего выполнять?
Могут ли друзья помочь преодолеть трудности?
Рефлексивный компонент.
НОД была построена таким образом, чтобы у детей постоянно сохранялся интерес к происходящему. Для этого я использовала разные методы и приёмы:
• театрализованное действие;
• загадывание загадок;
• мультимедийные средства;
• пальчиковые упражнения;
• подвижные и словесные игры;
• сюрпризно-игровые моменты.
Так же был продуман и организован безопасный ход НОД, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям. На протяжении всей образовательной деятельности я обеспечивала мотивационную деятельность детей, создавала эмоциональный комфорт и психологическую безопасность. Виды деятельности детей постоянно чередовались, дети активно двигались во время игр, физкультминуток и отдыхали во время рассказывания, беседы, отгадывания загадок.
Основная цель данной образовательной деятельности – развитие лексико-грамматической стороны речи мной была достигнута. Очень помогла в достижении целей и задач предварительная работа. Образовательная деятельность прошла на подъёме, очень эмоционально, доставила удовольствие и создала хорошее настроение и детям, и педагогам. Задачи, поставленные в ходе проведения НОД, тоже в основном были решены. Почти все дети справились с заданиями на высоком уровне, но некоторым требовалась дополнительная подготовка, более обширная.
Для себя я сделала вывод, что детям с ОНР (общим недоразвитием речи) требуется усиленная индивидуальная подготовка. Буду в дальнейшем работать над этим.