1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание любви к художественной литературе; доброжелательного отношения к птицам.
2.Дамытушылық развивающая: Развитие желания детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему умения узнавать перелетных птиц по картинкам.
3.Оқыту- обучающая: Закрепление и расширение знаний детей о весне, о перелетных птицах. Обучение умению выражать своё отношение к событиям рассказа.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: аудиозапись «Голоса птиц», иллюстрации перелетных птиц, иллюстрация –ласточка; иллюстрации к произведению.
Көптілдік. Полиязычие: құс - птицы - birds;ұшу құстар - перелетные птицы - migratory birds;
ласточка - swallow
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Воспитатель предлагает послушать «Голоса птиц».
- Попробуйте угадать голоса птиц. Чему так радуются птицы?
Дид.игра «Угадайте, кто это поет». Көптілдік. Полиязычие: құс - птицы - birds;
2. Негізі бөлімі/основная часть
Воспитатель просит детей собрать пазлы. Спрашивает какая птица получилась. Подводит детей к выводу, что эти птицы перелетные.
Көптілдік. Полиязычие: ұшу құстар - перелетные птицы - migratory birds;
Дид.игра «Найди дом для птицы».
Дети стрелкой соединяют птицу с ее домом
Загадка:
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка)
Көптілдік. Полиязычие: ласточка - swallow
Показывает иллюстрацию птицы. Дети рассматривают ласточку, описывают ее внешний вид.
- А из чего делает ласточка свое гнездо, мы узнаем, прочитав рассказ Ушинского «Ласточка».
- Ребята, в рассказе встретится незнакомое слово
Ил – вязкая масса на дне реки, озер или морей. Индивидуальная работа с Глебом, Юрой, Богданом, Лизой, Аскаром - повторите.
Чтение текста:
рассказ Ушинского «Ласточка».
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда! - сказал мальчику отец, - Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца. Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг, старого гнездышка. Работа закипела; ласточки таскали в острых носиках глину и ил из ближнего ручья. И скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышки, то стебелек мха.
Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно. «Видно, нанесла яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко.
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам.
Беседа по содержанию текста:
-Из чего же ласточки делают свои гнезда?
- О ком этот рассказ?
- Что однажды хотел натворить мальчик?
- Зачем он это хотел сделать?
- Он плохо хотел поступить?
- Кто его остановил?
Подвижная игра «Ласточки и мошки»
Игра проводится, пока все мошки не станут ласточками.
Воспитатель просит детей рассказать, какой отрывок им больше понравился, запомнился.
3. Қорытынды/итоговая часть
- Ребята, вы только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаруживает своего жилища. Каково ей? Вот поэтому вы всегда должны помнить, что разорять птичьи гнезда нельзя. Как вы думаете, мальчик это понял?
- Какая главная мысль рассказа?
- Напомните об этом своим братьям и сестрам, друзьям, чтобы и они никогда не разоряли птичьи гнезда.