kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект открытого урока по теме К.Ушинский. Рассказ "Ласточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

этот план конспект урока можно применить для  закрепления знаний по теме  "Имя прилагательное.Качественное и относительное прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по теме К.Ушинский. Рассказ "Ласточка"»

План-конспект открытого урока по теме:  Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные. Константин Ушинский. Сказка «Ласточка»

План-конспект открытого урока по теме: Имя прилагательное. Качественные и относительные прилагательные.

Константин Ушинский. Сказка «Ласточка»

Цель урока:

Цель урока:

  • 1. Образовательные задачи:
  • Повторить изученное по теме “Имя прилагательное».
  • Научить образование прилагательных и их употреблять в речи.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать творческую активность учащихся.
  • Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
ТИП УРОКА:  урок обобщения и систематизации изученного

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации изученного

  • Оборудование урока : Рассказ К.Ушинского «Ласточка», картины о птицах, презентация к уроку, карточка , таблица «Имя прилагательное»
  • Ход урока : 1.Организационный момент: 2. Слово учителя: Ребята, мы сегодня с вами продолжим знакомиться с именами прилагательными. Будем работать над рассказом К. Ушинского «Ласточка». Давайте повторим то , что мы проходили до сегодняшнего урока: Вопросы: 1. Что такое имя прилагательное? 2.На какие вопросы отвечают имена прилагательные? 3. Как согласуется имена прилагательные с существительными? 4. Изменяются ли имена прилагательные по падежам? 5. На какие виды делятся имена прилагаетльные?

Рассказ К.Ушинского «Ласточка»

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

– Не разоряй гнезда, – сказал мальчику отец. – Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушал отца.

Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближайшего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.

Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.

«Видно она наносила яичек и сидит теперь на них», – подумал мальчик.

В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!...

Словарная работа: ласточка – garlawaç разорить – ýykyp-ýumurmak прежний – öňki, ozalky острокрылый – süri ganatly пища – iýmit, nahar глина – toýun palçyk, laý ручей – çeşme заново – täzeden, gaýtadan  крылечко – bosaga, basgançak пух – per, hasa щебечущий – jikgildeýän,  jürküldeýän пёрышко – ýelek сновать – iki-baka gatnamak неутомимо – arman, ýadaman стебелёк моха – garaharsaňyň baldajygy

Словарная работа:

ласточка – garlawaç разорить – ýykyp-ýumurmak

прежний – öňki, ozalky острокрылый – süri ganatly

пища – iýmit, nahar глина – toýun palçyk, laý

ручей – çeşme заново – täzeden, gaýtadan крылечко – bosaga, basgançak пух – per, hasa

щебечущий – jikgildeýän, jürküldeýän пёрышко – ýelek

сновать – iki-baka gatnamak неутомимо – arman, ýadaman

стебелёк моха – garaharsaňyň baldajygy

Ответы на вопросы:

Ответы на вопросы:

  • 1. Что хотел сделать мальчик осенью? 2. Что сказал ему отец? 3. Послушался ли мальчик? 4. Какое событие произошло в конце апреля? 5. Как ласточки ремонтировали своё старое гнёздышко? 6. О чём подумал мальчик, когда увидел, что ласточка одна вылетает из своего гнезда? 7. Когда появились птенчики? 8. Обрадовался ли мальчик, что последовал совету отца и не разорил гнёздышко? 9. Какими родителями оказались ласточки? Прочитайте об этом в тексте рассказа.
Чтобы речь была красивой, яркой, красочной, мы употребляем имена прилагательные. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? чей ? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные изменяются по числам: праздничн ая песня – праздничн ые песни и по родам (только в единственном числе). В предложении имя прилагательное связано с именем существительным и является второстепенным членом – определением . Ребята гордятся прекрасным фруктовым садом .

Чтобы речь была красивой, яркой, красочной, мы употребляем имена прилагательные.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? чей ? чья? чьё? чьи?

Имена прилагательные изменяются по числам: праздничн ая песня – праздничн ые песни и по родам (только в единственном числе).

В предложении имя прилагательное связано с именем существительным и является второстепенным членом – определением .

Ребята гордятся прекрасным фруктовым садом .

Прилагательные в русском языке делятся на качественные, относительные и притяжательные. Качественные прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду ( чёрные глаза ), весу ( тяжёлая сумка ), температуре ( холодный сок ), запаху ( ароматное варенье ), величине ( маленький стул ).  Задание 2. Какими словами автор описывает ласточек? Найдите это предложение в тексте и запишите в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.  Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых , красивеньких птичек, весёлых , щебечущих , прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближайшего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
  • Прилагательные в русском языке делятся на качественные, относительные и притяжательные.
  • Качественные прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду ( чёрные глаза ), весу ( тяжёлая сумка ), температуре ( холодный сок ), запаху ( ароматное варенье ), величине ( маленький стул ).
  • Задание 2. Какими словами автор описывает ласточек? Найдите это предложение в тексте и запишите в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные волнистой чертой. Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых , красивеньких птичек, весёлых , щебечущих , прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка. Работа закипела, ласточки таскали в носиках глину и ил из ближайшего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Задание 3. Прочитайте имена прилагательные . Запишите их в таком порядке.

Задание 3. Прочитайте имена прилагательные . Запишите их в таком порядке.

  • Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, красный, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, зелёный, железный.
  • Обозначающие цвет предмета: красный
  • Обозначающие вкус предмета: кислый
  • Обозначающие материал: бумажный
  • Обозначающие величину предмета: высокий
  • Из которого сделан предмет : железный
  • Обозначающие форму предмета : треугольный
Задание 4. Прочитайте стихотворение  И. Шабалиной «Ласточки» Словно молнии мелькают -  Им не до затей, Ласточки гнездо слепили  над моим окном. Вкусный ужин добывают  для своих детей. Кружатся, расправив крылья,  в небе голубом. Улыбнусь я им счастливо,  ведь я знаю – тут,  в птичьем домике красивом  птенчики растут.

Задание 4. Прочитайте стихотворение И. Шабалиной «Ласточки»

Словно молнии мелькают -

Им не до затей,

Ласточки гнездо слепили

над моим окном.

Вкусный ужин добывают

для своих детей.

Кружатся, расправив крылья,

в небе голубом.

Улыбнусь я им счастливо,

ведь я знаю – тут,

в птичьем домике красивом

птенчики растут.

Задание 5. Продолжи, сколько можешь , ряды прилагательных.

Задание 5. Продолжи, сколько можешь , ряды прилагательных.

  • 1.Цвет: красный, 2. Вкус : сладкий, 3. Размер : большой, 4. Температура : холодный, 5. Качества характера : добрый,
Задание 6. Прочитайте стихотворение К.Чолиева «Ласточка и я». Выпишите качественные имена прилагательные с существительными, к которыми они относятся. – Ласточка, Я её за речкою Почему ты, на поляне рву. Ласточка, Ласточка, Из коротких Расскажи-ка мне, Веточек, Поселилась тут? Можешь дальше, Ласточка, Из чего ты – Знаю я – Из травы Строила Хорошие Щебетать и петь, Сухой. Только на один ещё Люди здесь Домик на стене? – Где берёшь ты, Живут.  Мне вопрос ответь:  – Я из глины Ласточка, Строила Для гнезда траву?  Круглый домик свой.

Задание 6. Прочитайте стихотворение К.Чолиева «Ласточка и я». Выпишите качественные имена прилагательные с существительными, к которыми они относятся.

– Ласточка,

Я её за речкою

Почему ты,

на поляне рву.

Ласточка,

Ласточка,

Из коротких

Расскажи-ка мне,

Веточек,

Поселилась тут?

Можешь дальше,

Ласточка,

Из чего ты

– Знаю я –

Из травы

Строила

Хорошие

Щебетать и петь,

Сухой.

Только на один ещё

Люди здесь

Домик на стене?

– Где берёшь ты,

Живут.

Мне вопрос ответь:

– Я из глины

Ласточка,

Строила

Для гнезда траву?

Круглый домик свой.

Задание 7. Прочитайте . Выпишите выделенное предложение, подчеркните имена прилагательные, поставьте к ним вопросы.  2 и 3 абзацы текста переведите на туркменский язык. Среди множества птиц есть особый вид: это ласточки. Красивые, маленькие, они всегда живут рядом с людьми. Почему? Может быть они ищут у людей защиты? Или им просто нравится вить гнёзда под крышами домов, где живут люди? У народа есть такая примета: если ласточка свила гнездо под крышей чьего‑либо дома, значит в этом доме живут добрые люди. Ещё в народе говорят : «Ласточки приносят в дом счастье». Поэтому не разоряйте их гнёзда, не обижайте птиц.

Задание 7. Прочитайте . Выпишите выделенное предложение, подчеркните имена прилагательные, поставьте к ним вопросы. 2 и 3 абзацы текста переведите на туркменский язык.

Среди множества птиц есть особый вид: это ласточки. Красивые, маленькие, они всегда живут рядом с людьми. Почему? Может быть они ищут у людей защиты? Или им просто нравится вить гнёзда под крышами домов, где живут люди?

У народа есть такая примета: если ласточка свила гнездо под крышей чьего‑либо дома, значит в этом доме живут добрые люди. Ещё в народе говорят : «Ласточки приносят в дом счастье».

Поэтому не разоряйте их гнёзда, не обижайте птиц.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План-конспект открытого урока по теме К.Ушинский. Рассказ "Ласточка"

Автор: Худеков Аширмурат Худекович

Дата: 18.06.2020

Номер свидетельства: 553626

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства