Просмотр содержимого документа
«"Как растения готовятся к зиме" - конспект занятия для детей подготовительной группы.»
Конспект НОД для детей подготовительной группы
«Как растения готовятся к зиме»
Цель: Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений в осенний период времени в лесу. Учить понимать и оценивать природные явления. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для растений.
Задачи:
Закрепление знаний детей о приметах осени.
Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе;
Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы.
Развитие образной и доказательной речи детей.
Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру.
Материалы и оборудование к занятию:
Музыкальный центр, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года».
Компьютер и проектор для показа презентации.
Лупы для рассматривания тыльной стороны листьев.
Листья разных деревьев для «Осеннего ковра».
Изображения деревьев для игрового момента.
Плакат с изображением деревьев.
Плакат с изображением сезонных явлений природы.
Ход занятия:
Звучит произведение «Осень» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком времени года композитор написал в своем произведении? Почему вы так думаете? (Осень, природа грустит об ушедшем лете, идет дождь и т.д.). А какое время года сейчас? (Ответы детей). Давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?
Чтобы попасть в осенний лес надо встать в круг, вытянуть руки ладонями вверх, закрыть глаза и произнести волшебное заклинание:
В ладони наши загляни,
В них доброту, любовь найди
И в лес осенний попади.
Воспитатель: Вот мы и попали в осенний лес. (на слайде фото осеннего леса)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, я буду предложения начинать, а вы заканчивать (проводится игра «Назови приметы осени»):
Солнце осенью … светит, но не греет.
Осенью часто … идут дожди.
Осенью дует … сильный, холодный ветер.
Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.
Осенью птицы … улетают в теплые края.
Осенью звери … делают запасы на зиму.
Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: А теперь мы отправляемся дальше, нас деревья в гости ждут.
Листву каких деревьев можно назвать «золотой»? (береза, клен)
А какую – «багряной»? (рябина, осина)
На каких деревьях листья светло-коричневые? (липа, дуб, вяз).
Посмотрите на наш осенний лес, каких листьев на деревьях больше - зеленых или разноцветных?
В листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски – зеленые, желтые, красные. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.
Воспитатель: Как вы думаете, что происходит с листочками дальше?
Опытная деятельность: Рассматривание листьев под лупой с внутренней стороны (она вся усеяна мелкими точечками).
Листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает к листьям. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся ненужными. Листочки - опадают.
Физкультминутка:
Мы листики осенние на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели
И на землю тихо сели…
Ветер снова побеждал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей)
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Найди свое дерево!» (картинки с изображением деревьев размещены по группе). Представьте себе, что вы осенние листочки. Возьмите каждый по одному любому листику и определите, с какого он дерева. (Дети свободно кружатся с листочками в руках и по сигналу «Найди свое дерево!» должны подбежать к тому дереву, листик с которого находится у них в руках).
Итог занятия: Ребята, какие приметы осени вы запомнили? Что происходит с листочками осенью? Как листики дышат? Что с ними происходит, когда наступают холода? Как называется явление, когда опадает листва?