kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю.И. Коваль "Капитан Клюквин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок чтения в коррекционной школе

Просмотр содержимого документа
«Ю.И. Коваль "Капитан Клюквин"»

Тема: Ю. И. Коваль «Капитан Клюквин»

Цель: знакомить с произведением Ю. И. Коваля «Капитан Клюквин»

Задачи:

  • отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность, выразительность);

  • учить правильному последовательному пересказу с опорой на текстовый план;

  • развивать связную речь учащихся через ответы на вопросы и пересказ; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся;

  • развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь и интерес к урокам чтения;



Ход урока:

I Оргмомент (настрой, готовность, внешний вид)

Здравствуйте, посмотрите, все ли у вас готово к уроку, садитесь.

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке.

II Проверка домашнего задания

а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вам было задано на дом?

- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

б) блиц-тест

- Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест. Всего 4 вопроса.

1. В каком году родился Ю.И.Коваль?

а) 1938

б) 1838

в) 1900

2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?

а) учитель русского языка, литературы и рисования;

б) учитель физкультуры;

в) учитель музыки

3. Какую известную повесть написал Коваль?

а) «Повесть о настоящем человеке»;

б) «Приключения Васи Куролесова»;

в) «Приключения Незнайки».

4. В каком году умер Ю.И.Коваль?

а) 1938

б) 2000

в) 1995

III Сообщение темы урока

- Сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись. (слушание пения птиц)

- Ребята, что вы услышали? (пение птиц)

- А каких птиц вы знаете? (воробей, ворона, синица)

А какие из них лучше всех поют? Жаворонок, дрозд, клест.

Посмотрите на клеста. Какое цвета у него оперение? Клюв?

А знакома ли вам такая птица как клёст?

Посмотрите на фото на доске, как выглядит клест. - Клёст – птица лесная, редкая. В городе ее не увидишь. Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко отличают от других именно по необычному клюву. Этот клюв ей нужен, чтобы добывать семена из шишек.

- Прежде чем дальше работать давайте узнаем о жизни этой птицы.

Я приготовила для вас информацию о клесте. Но некоторые слова зашифрованы. В них буквы переставлены местами. Но вы легко догадаетесь, о чем идет речь.

Клест - птица немного крупнее оровьбя, с перекрещивающимся люквом. Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые ципыт серые.

Клесты часто гнездятся высоко на едервяьх в еловых лесах во второй половине зимы, когда ишшки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и тсивс. Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в лекахтк подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.



- Сегодня на уроке речь пойдет об этой птице. Мы познакомимся с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин», прочитаем 1 часть.

IV Изучение нового

а) Первичное восприятие (читает учитель)

- открыли учебники на странице 236. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы. (читает учитель)

б) Беседа о прочитанном

- От чьего имени ведется повествование? Кто рассказывает нам историю? Рассказывает нам сам автор Юрий Коваль. Он является главным героем этого рассказа?

Коваль слайд.

- О ком еще говорится в рассказе? (о птице – о клесте)

А где автор взял клеста.(купил на птичьем рынке) картинка

Слайд клест

- Какого цвета оперение птицы? (красного,правильно) кирпичного, клюквенного).

- автор называет это цвет клюквенный, потому что клюква это ягода красного цвета.

- Как выглядит клюв? На что похож клюв клеста?( на два скрещенных ножа)

Где автор поставил клетку? Возле окна на подоконник.

- На кого был похож клест, когда сидел на жердочке? (на командира, капитана)

- У клеста оперения цвета клюквы и похож он на командира, поэтому автор дал ему кличку. Какую?

- Автору очень хотелось послушать пение клеста, он проснулся пораньше и когда появилось солнце клест издал первые звуки. Какой звук издавал клест? (цик) Похоже это было на песню? Нет.

- Что подумал автор про такое пение? (плохо поет, он даже назвал это пение убогим, т.е некрасивым)

Но потом клест разошелся и стал петь словно жаворонок и дрозд.

Можно ли сказать, что Капитан Клюквин оказался настоящим певцом?



-Какой характер был у капитана Клюквина? (веселый)

-Чем он занимался целый день? Что больше всего любил? (Долбить еловые шишки)

- Чем еще питался клест? (семечками подсолнуха)

-Чему хотел научить его автор? (чтобы ел с руки семечки)

Удалось ли ему это? Да.

Однажды автор забыл закрыть клетку и капитан Клюквин выбрался из нее?

Что в комнате привлекло его внимание? (аквариум)

Что сделал капитан клюквин наблюдая за рыбками? Стукнул клювом по стеклу

Что произошло потом? (шарахнулся и упал в клетку с испугу)

Физминутка (аудиозапись – пение птиц) Гимнастика для глаз птички

1) снятие общего напряжения

- А сейчас немножко отдохнем. Встали, представим, что мы в лесу. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты.представьте, что вы в лесу. дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).

2) Развитие зрительного восприятия и психических процессов

- Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача: запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник, квадрат, ромб, круг, прямоугольник.)

- Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.

- Какое слово получилось? (клест)

V Закрепление. Работа с текстом.

а) Выборочное чтение.

Отдохнули, продолжаем работу дальше.

Найдите в тексте описание внешнего вида клеста.

Найдите в тексте как он сидел на жердочке в клетке.

Найдите в тексте как автор придумал ему имя.

Найдите в тексте как автор в первый раз услышал пение клеста.

Найдите в тексте описание самого любимого занятия клеста.

Рубил сук.

Как вы понимате, что значит рубить сук на котором сидишь? Своими действиями вредить себе.

Найдите в тексте как автор научил клеста есть с рук?

Где автор рассказывает о том, как Капитан Клюквин наблюдал за рыбками в аквариуме?

- Молодцы!

б) работа со слайдом

- Ребята, посмотрите на экран, из данных характеристик выберете те, которые относятся к клесту:

ЖЕСТОКОСТЬ

МРАЧНОСТЬ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ВЕСЕЛОСТЬ НРАВА

ГОРДОСТЬ

КОМАНДИРСКИЙ НРАВ

БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ

- Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?

в) составление плана для пересказа

- А теперь после того как мы познакомились с содержанием 1 части, разобрали ее, давайте попробуем пересказать текст по плану, который я уже составила.

1. Капитан Клюквин.(Я купил клеста на птичьем рынке, принес его домой, и поставил клетку вместе с птицей у окна, а потом стал ему кличку. И назвал его Капитан Клюквин, потому что у него был командирский нрав и оперение клюквенного цвета).

2. Веселый нрав птицы. (На улице была осень, погода пасмурная, за окном был слышен дождь и ветер, и только Капитан Клюквин веселил глаз своим ярким красным опрением. Характер у Капитана был веселый. Целыми днями он прыгал по клетке, расшатывал клювом железные прутья и пытался выломать дверцу клетки. Но больше всего он любил долбить еловые шишки своим острым клювом. И вскоре шишки становились похожими на растрепанного воробья.)

3. Попытка приручить клеста. (Мне захотелось приручить клеста, чтобы Клюквин научился брать семечки из рук. Но мне сначала это не удалось. Клёст смотрел на меня, так как будто говорил: «Мне от вас ничего не надо». Капитан Клюквин имел очень гордый характер. Я не стал с ним спорить и бросил семечко в кормушку. Клест быстро разгрыз его. Я просунул в клетку новое семечко, Капитан Клюквин цокнул, вытянул шею и вдруг схватил семечко. С тех пор каждое утро после пения я кормил его семечками с руки.)

4.История с аквариумом. (Тем временем наступила зима. Однажды я забыл закрыть клетку и Капитан сразу вылез из нее. Его внимание привлек аквариум с рыбками. Он подлетел к стеклу и начал наблюдать. Подводный мир так заворожил клеста, что он радостно цокнул по аквариуму. Рыбки вздрогнули, а он ударился головой о стекло и упал на крышу клетки.)

VII Домашнее задание

с.236-237, пересказ по плану

VI Итог урока.

- С каким рассказом мы познакомились на уроке?

Кто автор?

- О ком этот рассказ?

Кто главный герой?

Понравился вам Капитан Клюквин?

Чем понравился?

Как автор относится к нему? Заботится ли он о нем? Кормил?

-Для чего он принес его домой? Поднимал настроение, радовал пением.

Урок подошел к концу, молодцы! Сегодня хорошо работали …, хорошо читали … , находили отрывки в тексте …, пересказывали ….

Урок окончен.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ю.И. Коваль "Капитан Клюквин"

Автор: Рычкова Валентина Владимировна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока чтения и развития речи по теме Ю. И. Коваль "Капитан Клюквин"  в 7 классе специальной (коррекционной) школы "
    ["seo_title"] => string(131) "konspiekt-uroka-chtieniia-i-razvitiia-riechi-po-tiemie-iu-i-koval-kapitan-kliukvin-v-7-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "112065"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408245830"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Презентация к уроку литературного чтения по теме Юрий Коваль "Капитан Клюквин""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_iurii_koval_kapitan_"
    ["file_id"] => string(6) "445915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513894682"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок по литературному чтению «Каждый ли клест может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин»."
    ["seo_title"] => string(113) "urok_po_litieraturnomu_chtieniiu_kazhdyi_li_kliest_mozhiet_stat_kapitanom_rasskaz_iuriia_kovalia_kapitan_kliukvin"
    ["file_id"] => string(6) "344346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474200635"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация по литературному чтению на тему "Ю.Коваль. Капитан Клюквин" ( 2 класс)"
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-iu-koval-kapitan-kliukvin-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "285792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454246972"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства