Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи по теме Ю. И. Коваль "Капитан Клюквин" в 7 классе специальной (коррекционной) школы »
ОГКОУ «Буйская школа – интернат»
Открытый урок
по чтению 7кл.
Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»
Учитель:
Смирнова О.В.
Буй, 2011
Тема. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин» (1 урок)
Цель. Знакомить с произведением Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»
коррегировать и развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование мобилизирующего этапа урока;
развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.
Оборудование:
портрет писателя,
карточки с блиц-тестом,
учебники 7 кл.,
фото клеста,
толковый и энциклопедический словари,
карточки с информацией о клесте,
словарное слово «ПРИШПОРИЛ»,
аудиозапись с голосами птиц,
карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на партах),
фрагменты текста (для каждого ученика),
картинно-графический и текстовой план для пересказа.
Ход урока:
I Оргмомент (настрой, готовность. внешний вид)
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.
II Проверка домашнего задания
а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля
- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вам было задано на дом?
- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?
- Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой на план или самостоятельно).
б) блиц-тест
- Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.
1. В каком году родился Ю.И.Коваль?
а) 1938
б) 1838
в) 1900
2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?
а) учитель русского языка, литературы и рисования;
б) учитель физкультуры;
в) учитель музыки
3. Какую известную повесть написал Коваль?
а) «Повесть о настоящем человеке»;
б) «Приключения Васи Куролесова»;
в) «Приключения Незнайки».
4. В каком году умер Ю.И.Коваль?
а) 1938
б) 2000
в) 1995
III Сообщение темы урока
Логическое упражнение:
«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать рассказы (названия на доске):
А.П.Чехова «Хамелеон»
К.Г.Паустовского «Последний черт»
Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Вера прочитала рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт» и А.П.Чехова «Хамелеон».
Оля не читала рассказ Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин».
А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого и К.Г.Паустовского.
Какой рассказ не читали все три девочки? (Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин»)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Ю.И.Коваля «Капитан Клюквин», прочитаем 1 часть и будем учиться пересказывать.
IV Изучение нового
а) Первичное восприятие (читает учитель)
- открыли учебники на странице 236. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы.
б) Вторичное восприятие (читают дети)
(Постановка задачи: делим рассказ на части).
в) Беседа
- Кто главный герой рассказа?
- Клест – птица лесная, редкая. В городе ее не увидишь. Посмотрите на фото на доске, как выглядит клест.
- Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).
- Почему автор назвал клеста «Клюквин»?
- Обратите внимание на форму клюва птицы. Верхняя и нижняя половинки клюва пересекаются и образуют крест («как 2 кривых ножа»). Эту птицу легко отличают от других именно по необычному клюву.
- Кто-нибудь видел в городе клеста?
г) Работа со словарями
- Прежде чем дальше работать с рассказом, я хочу, чтоб вы помогли мне найти информацию о клесте в словарях. (По словарям работают учащиеся I дифференцированной группы).
- Остальным я приготовила карточки с информацией о клесте. Но некоторые слова (выделены курсивом и жирным шрифтом) зашифрованы. В них буквы переставлены местами. Но вы легко догадаетесь, о чем идет речь. (учащиеся III гр.).
Клест - птица немного крупнее оровьбя, с перекрещивающимся люквом. Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые ципыт серые.
Клесты часто гнездятся высоко на едервяьх в еловых лесах во второй половине зимы, когда ишшки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и тсивс. Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в лекахтк подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.
- Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе. Вот об одной такой птице Коваль написал свой рассказ. Как клест попал к автору?
д) Словарная работа
- В рассказе нам встретилось непонятное слово «ПРИШПОРИЛ» (на доске). Это слово образовано от «ШПОРА». У кого есть шпоры (у петуха, у всадника, чтоб подстегивать лошадь). Пришпорил – значит подхлестнул, поторопил, вцепился.
Физминутка (аудиозапись – пение птиц)
1) снятие общего напряжения
- А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу. дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).
2) Развитие зрительного восприятия и психических процессов
- Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача: запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник, квадрат, ромб, круг, прямоугольник.
- Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.
- Какое слово получилось? (клест)
V Закрепление. Работа с текстом.
а) Беседа:
- Кто главные герои рассказа? (автор и клест).
- Что вы моете сказать о характере птицы?
б) работа с карточками
- Из карточек на доске выбрать характеристики, относящиеся к клесту:
ЖЕСТОКОСТЬ
МРАЧНОСТЬ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ВЕСЕЛОСТЬ НРАВА
ГОРДОСТЬ
КОМАНДИРСКИЙ НРАВ
БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ
- У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.
- Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?
г) составление плана для пересказа
- Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила варианты названий и картинки-символы для каждой части.
1. Кличка.
2. Пасмурное утро.
3. Веселый нрав птицы.
4. Попытка приручить клеста.
д) пересказ с опорой на картинно-графический и текстовой план
VI Итог урока.
- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?
- О ком этот рассказ?
- Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами характера?