Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению «Каждый ли клест может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин».»
Урок литературного чтения ( 3 класс)
Тема: «Каждый ли клест может стать капитаном?»
(Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин».
Цель урока: познакомить с творчеством Юрия Коваля и его произведением «Капитан Клюквин».
Задачи урока:
Предметные:
-организовать деятельность учащихся по знакомству с новым автором и его произведением;
- познакомить с творчеством Юрия Коваля;
-формировать умение применять знания на практике.
Метапредметные:
-регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других;
-осознанно, правильно, выразительно читать и пересказывать текст;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-умение работать в паре и группе.
Познавательные (информационные): способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию, находить ответы на вопросы в тексте.
Личностные: развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Чтение 1 части (комбинированное чтение вслух: дети и учитель).
Перед чтением:
-Действие рассказа происходит в Москве, в районе, который называют Сокольники. (Слайд 9)
Вопросы после чтения 1 части:
-Что значит слово сиделый, употребленное в отношении клеста?
-Кого же назвали капитан Клюквин? Почему клест получил такое имя?
Слайд 10. Фотография клеста и краткий рассказ.
Клест- сосновик.
Клест-сосновик – более крупный вид клестов (длина 20 см), обитающих в лесах нашей страны. Отличительная особенность сосновиков – мощный клюв. Живет клест-сосновик в хвойных лесах, предпочитает сосновые. Питается семенами и почками хвойных деревьев. Гнездо строится всегда на хвойных деревьях, большей частью высоко на больших елях. Живут клесты небольшими стайками. В любое время года клесты совершают перекочевки в поисках пищи. Срок гнездования – ранняя весна. И самке приходится сидеть на яйцах очень плотно, не слетая надолго, чтобы они не замерзли.
-Какие вопросы к автору появились у вас после чтения 1 части?
-Я еще бы спросила: «Каждый ли клест может стать капитаном?» Слайд 11.
-Именно так я сформулировала тему нашего урока: «Каждый ли клест может стать капитаном?»
-Читаем рассказ дальше.
Чтение 2 части (вопросы по ходу чтения).
-Почему рассказчик проснулся раньше? Вот и ответ.
-Каково же было первое впечатление от песни? (не понравилась, совсем простая, убогая, скучная).
Работа над значением непонятных слов.
-А как это «убогая песня»? Слайд 12.
-Новое колено – особое, чем-то выделяющееся место.
-Обратите внимание на поведение капитана Клюквина: выдерживает паузу, готовится к исполнению. Что-то должно произойти…
-Чем удивила песня клеста?
-С кем сравнивает рассказчик клеста?
-К какому мнению он приходит, выслушав песню до конца?
Вопросы после чтения 2 части.
-Как менялось настроение рассказчика? (Сначала ожидание и разочарование, затем заинтересованность, нарастающая радость и восторг: настоящий певец).
-А вам хотелось бы услышать песню клеста?
Прослушивание записи Слайд 13.
-Что услышали вы? Найдем и подчеркнем слова, говорящие о том, что слышал рассказчик в песне клеста.
-Можете ли сейчас высказать предположения о характере птицы?
-Проверим наши предположения…
Чтение 3 части (чтение цепочкой).
Вопросы после абзацев:
1 абзац: Что чувствовал рассказчик, наблюдая за капитаном?
2 абзац: Почему так много осенних слов в описании птицы? (была осень, своей расцветкой птица напоминала краски осеннего леса).
3 абзац: Подтвердились ли наши предположения о характере клеста?
-Что еще можно сказать о характере птицы? (Свободолюбивая, настойчивая).
4 абзац: О каких повадках птиц узнали?
- Найдите и подчеркните интересные сравнения в этом абзаце.
-В этой части много эпитетов. Какова их роль? Проверим кто внимательный читатель. Работа в парах. Подобрать к эпитету подходящее существительное.
Пасмурная… (осень)
Огненный… (капитан Клюквин)
Веселый… (характер)
Смоляное… (семечко)
Бузинная… (жердочка)
Деревянный… (конь).
Проверка работы. Слайд 14
4. Физминутка. Слайд 15.
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок, не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: « Такого свиста
Мы не слышали пока».
(плечи поднять).
Чтение 4 части (самостоятельное чтение детьми, работа в группах)
-4 часть прочитайте самостоятельно. По ходу чтения задавайте вопросы.
После чтения:
-В этой части происходит быстрая смена действий. Восстановим последовательность действий