kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению «Каждый ли клест может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с творчеством Юрия Коваля и его произведением "Капитан Клюквин".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению «Каждый ли клест может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин».»

Урок литературного чтения ( 3 класс)

Тема: «Каждый ли клест может стать капитаном?»

(Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин».

Цель урока: познакомить с творчеством Юрия Коваля и его произведением «Капитан Клюквин».

Задачи урока:

Предметные:

-организовать деятельность учащихся по знакомству с новым автором и его произведением;

- познакомить с творчеством Юрия Коваля;

-формировать умение применять знания на практике.

Метапредметные:

-регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других;

-осознанно, правильно, выразительно читать и пересказывать текст;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-умение работать в паре и группе.

Познавательные (информационные): способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию, находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки.



1.Орг.момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!



2.Актуализация знаний. Беседа о прочитанных произведениях.

-Раздел, который мы читаем называется «Животные в нашем доме». (На доске выставка рисунков и запись названия раздела).

Вспомните фамилии авторов, рассказавших:

Про Ханга и Чанга (Юрий Коринец);

Про Дымку и Антона (В. Драгунский);

Про морскую собаку (Г. Сапгир).

-Почему все собаки такие разные? (У них разные характеры).

-От чего зависит характер собаки? (От условий жизни, от отношения человека, от природы).

-Собаки замечательные животные. Они верные и преданные друзья человека.



3.Мотивация и целеполагание. Изучение нового.

Работа с текстом до чтения.

-А каких птиц обычно держат дома?

-Может ли птица стать для человека другом?

-Узнаем об этом. Открываем учебник на с. 90.

-Прочитайте имя и фамилию автора. Известен ли он вам? Что читали?



(Сообщение о биографии Ю. Коваля). Слайд 2,3,4,5,6,7.



-Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. Слайд 8.

-Что можете предположить о содержании рассказа?

-Кого могли бы звать «капитан Клюквин»?



Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1 части (комбинированное чтение вслух: дети и учитель).

Перед чтением:

-Действие рассказа происходит в Москве, в районе, который называют Сокольники. (Слайд 9)

Вопросы после чтения 1 части:

-Что значит слово сиделый, употребленное в отношении клеста?

-Кого же назвали капитан Клюквин? Почему клест получил такое имя?

Слайд 10. Фотография клеста и краткий рассказ.

Клест- сосновик.

Клест-сосновик – более крупный вид клестов (длина 20 см), обитающих в лесах нашей страны. Отличительная особенность сосновиков – мощный клюв. Живет клест-сосновик в хвойных лесах, предпочитает сосновые. Питается семенами и почками хвойных деревьев. Гнездо строится всегда на хвойных деревьях, большей частью высоко на больших елях. Живут клесты небольшими стайками. В любое время года клесты совершают перекочевки в поисках пищи. Срок гнездования – ранняя весна. И самке приходится сидеть на яйцах очень плотно, не слетая надолго, чтобы они не замерзли.



-Какие вопросы к автору появились у вас после чтения 1 части?

-Я еще бы спросила: «Каждый ли клест может стать капитаном?» Слайд 11.

-Именно так я сформулировала тему нашего урока: «Каждый ли клест может стать капитаном?»

-Читаем рассказ дальше.



Чтение 2 части (вопросы по ходу чтения).

-Почему рассказчик проснулся раньше? Вот и ответ.

-Каково же было первое впечатление от песни? (не понравилась, совсем простая, убогая, скучная).

Работа над значением непонятных слов.

-А как это «убогая песня»? Слайд 12.

-Новое колено – особое, чем-то выделяющееся место.

-Обратите внимание на поведение капитана Клюквина: выдерживает паузу, готовится к исполнению. Что-то должно произойти…

-Чем удивила песня клеста?

-С кем сравнивает рассказчик клеста?

-К какому мнению он приходит, выслушав песню до конца?

Вопросы после чтения 2 части.

-Как менялось настроение рассказчика? (Сначала ожидание и разочарование, затем заинтересованность, нарастающая радость и восторг: настоящий певец).

-А вам хотелось бы услышать песню клеста?

Прослушивание записи Слайд 13.

-Что услышали вы? Найдем и подчеркнем слова, говорящие о том, что слышал рассказчик в песне клеста.

-Можете ли сейчас высказать предположения о характере птицы?

-Проверим наши предположения…

Чтение 3 части (чтение цепочкой).

Вопросы после абзацев:

1 абзац: Что чувствовал рассказчик, наблюдая за капитаном?

2 абзац: Почему так много осенних слов в описании птицы? (была осень, своей расцветкой птица напоминала краски осеннего леса).

3 абзац: Подтвердились ли наши предположения о характере клеста?

-Что еще можно сказать о характере птицы? (Свободолюбивая, настойчивая).

4 абзац: О каких повадках птиц узнали?

- Найдите и подчеркните интересные сравнения в этом абзаце.

-В этой части много эпитетов. Какова их роль? Проверим кто внимательный читатель. Работа в парах. Подобрать к эпитету подходящее существительное.

Пасмурная… (осень)

Огненный… (капитан Клюквин)

Веселый… (характер)

Смоляное… (семечко)

Бузинная… (жердочка)

Деревянный… (конь).

Проверка работы. Слайд 14



4. Физминутка. Слайд 15.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок, не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

(ходьба на месте)

Говорят: « Такого свиста

Мы не слышали пока».

(плечи поднять).

Чтение 4 части (самостоятельное чтение детьми, работа в группах)

-4 часть прочитайте самостоятельно. По ходу чтения задавайте вопросы.

После чтения:

-В этой части происходит быстрая смена действий. Восстановим последовательность действий

рассказчика и клеста. Слайд 16.

Взял семечко – просунул – отвернулся – сунул в рот – цокнул – разгрыз – посмотрел – сдался – бросил – разгрыз.

- Используя эти глаголы перескажите 4 часть.

- Что еще мы узнали о характере клеста? (был гордым)

- Что узнали о рассказчике? Какой он?

Чтение 5 части (самостоятельное чтение про себя, выборочное чтение).

Вопросы выборочного чтения:

-Изменилась ли песня Клюквина с приходом зимы?

-Чем закончилось первое путешествие по квартире?

-Докажите, что клест волновался и слегка трусил, оказавшись на крыше клетки.

-Что еще узнали о клесте? (любознательный)

-А о рассказчике? (есть аквариум)

6. Итог урока.

-Интересно читать про птицу?

-Как вам кажется, какое желание есть у клеста? О чем бы он попросил, умей говорить?

-Вернемся к теме урока. Ответьте на вопрос.

- Я покажу вам видео о жизни клеста на свободе.

-Как мы должны относиться к птицам? А как помогать?

-Мы с вами первый шаг в этом направлении уже сделали.

Показ кормушек для птиц.

Рефлексия.

-Было ли вам интересно?

-Что понравилось?

-Какое настроение дал вам урок?

-За что похвалили бы себя?



-На этом наш урок заканчивается.

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

7. Домашнее задание.

Дочитать рассказ до конца. Подготовить пересказ понравившейся части.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукашова Оксана Викторовна

Дата: 18.09.2016

Номер свидетельства: 344346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства