- (на мультимедиа выводится картинка древнего мира). - Это было давным-давно в далекой древности. - Чем же расплачивались в далёкие древние времена люди, когда не было денег? (камешками, ракушками – называли каури. а до этого люди просто обменивали товар на товар. И называлось это – товарообменом. - Что такое – товарообмен? - Например: корову могли обменять на три топора, или соль на какое-нибудь домашнее животное. - Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? - Почему? - Как вы думаете, что еще могли использовать люди вместо денег? - Люди стали расплачиваться за товар дорогими шкурками зверей: белки, соболя, куницы. Шкурки зверей назывались – куна, от слова – куница. Если товар стоил дорого, то отдавали целую шкурку, а если дешевле, то от шкурки отрезали часть – и называлась эта часть – ногата. - Как называлась шкурка куницы, если ее целиком отдавали за товар? - А если от шкурки отрезали кусок, то, как называлась часть? - Удобно ли было расплачиваться за товар шкурками животных? - На смену шкуркам приходят куски металла – золота, серебра, меди. От целого куска металла отрезали часть, и называлась она – резаны. - Почему часть металла называлась – резаны? - Практично ли было расплачиваться слитком металла за товар? - Почему? (их нельзя положить в карман, они занимают много места) - Попробуем сделать вывод, какие денежные единицы были в древности? (товарообмен, каури, куны, резаны). - Но время шло и очень многое менялось. Хотите узнать, какие денежные единицы появились дальше? - Наше путешествие по «Реке времени» продолжается, занимаем места и произносим волшебные слова: «Река времени нас неси в «Старину» перенеси». - Что вы видите на экране? (первые старинные русские монеты: копейка и рубль) - Кто изображен на копейке? (всадник-Георгий Победоносец) - Что он держит в руке? (копьё, которой поражает змею и надпись «Банк России» по кругу обозначение монетного двора и дата выпуска внизу. На оборотной стороне был помещен номинал и растительный орнамент) - Как вы думаете, почему эту монету называли копейка? (своё название «копейка» получила от изображенного на ней всадника с копьем и от слова «копить»). - А следующая монета, как называется? (рубль) - Почему, так называется? (рублем назывался слиток, который рубили для покупки товара меньшей стоимости, от слова «рубить»). - Копейка и рубль, из какого материала изготовлены? (из металла) - После металлических денег появились бумажные деньги и в старину их называли – «ассигнациями». Это были большие по размеру бумажные деньги. - Как называли в старину бумажные деньги? (Ассигнация) - Какой вывод можно сделать о денежных единицах старины? Физминутка «Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох) Покрутили головой и усталость вся долой!» - Наше путешествие по «Реке времени» продолжается, занимаем места и отправляемся в какое время? (в настоящее) - Дети посмотрите, что лежит на столе? (деньги) - Из какого материала они сделаны? - Как называются деньги из металла? (монеты) - А деньги из бумаги называются – купюры. - Чем они отличаются друг от друга? (по форме, по цвету, по размеру, по весу, по номинальной стоимости) - А чем они похожи? (есть цифры). Цифра показывает стоимость денежных знаков. Кто может мне назвать бумажные деньги? - Выберите себе монету или купюру и подумайте, что на нее можно купить. Я каждому из вас даю 10 рублей, кто может мне разменять? - Какой вывод можно сделать? (чем денежная купюра дороже, тем больше товара на нее можно купить, чем ниже стоимость купюры, тем меньше товара на нее можно купить). - Чем по-вашему, удобнее пользоваться? - Что заменяет деньги в наше время? (пластиковые карты) В нашем мире очень развиты современные технологии. Мы можем хранить миллионы на одной маленькой пластиковой карточке, размером меньше бумажной купюры и совершать платежи, не выходя из дома через интернет, такие деньги называются электронные. - Какими денежными знаками пользуемся мы сейчас? |