Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как дети – это будущие налогоплательщики, собственники, работники и работодатели, полноправные участники экономической жизни страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как дети – это будущие налогоплательщики, собственники, работники и работодатели, полноправные участники экономической жизни страны. Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Но как сделать экономику понятной для детей? Дети любят играть в «жизнь», поэтому правильно организованная сюжетно-ролевая игра позволит ребенку не только познакомиться с миром профессий, но и воспитает в детях уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, сформирует базовые экономические качества: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. К старшему дошкольному возрасту ребенок способен ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Представления, которые ребёнок приобретает в процессе игровой деятельности, являются для него более доступными и понятными. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, именно поэтому СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА - КОРОЛЕВА ИГР.
Реализация в практической деятельности сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием способствует решению следующих задач:
– закрепление в игровой форме представлений дошкольников о таких доступных понятиях, как деньги, товар, труд;
– применению экономических знаний в конкретной ситуации;
– воспитанию навыков бережного отношения к разным видам собственности, воспитание уважения к труду и людям труда.
Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями, даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже.
В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы, учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие).
Сюжетно-ролевые игры экономического содержания можно начинать со среднего возраста: «Семья», «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская». Играя в профессии дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. Сюжетно-ролевая игра «Семья» дает детям начальные понятия, что такое семейный бюджет и как его распределять. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» помогает смоделировать большое количество игровых ситуаций: почему нельзя получить что-то бесплатно, что такое необходимое и желаемое и какие вещи покупать не надо.
В старшем дошкольном возрасте это: «Супермаркет», «Салон красоты», «Ярмарка», «Кафе», «Банк», и т.д. В процессе игры знакомим детей с работой банка – как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов, учимся пользоваться банкоматом (здесь очень важно, на мой взгляд, объяснить кто может снять деньги в банкомате и что это заработанные деньги), заводим банковскую карту, осуществляем перевод денег, набираем пин-код, оплачиваем коммунальные услуги и так далее. Такие понятия как кредит, ипотека, займ, мне кажется, для дошкольников вводить рано. Дети продолжают знакомиться с многообразием профессий (охранник, банкир, кассир-операционист). Важно донести до них, что любой труд вызывает уважение, должен быть оплачен и плохих и ненужных профессий нет.
Для организации сюжетно-ролевых игр в развивающей предметно-пространственной среды группы внесены элементы тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и др.)
В процессе сюжетно-ролевой игры экономического содержания ребенок учится: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник.
Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.