Всех мы вас приветствуем! (наклон головой, рука – к сердцу)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а тот, что расположен в нашей группе. Скоро лето, вы с родителями пойдете в лес за грибами, за ягодами и поэтому вы должны знать, какие опасности могут подстерегать в лесу. Идти мы будем по следам, которые оставил Старичок-Лесовичок.
Воспитатель: Ребята! А что такое лес?
Дети: Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серибристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Лес – это природа, где растут деревья, кусты, трава, цветы, ягоды, грибы, живут животные, птицы, насекомые.
Первый след.
Воспитатель: Прежде, чем войти в лес, давайте вспомним «Лесные правила», как нужно вести себя в природе.
(Дети называют «лесные правила» по рисункам).
Не рви и не топчи цветы.
Не лови диких животных, птиц, и не уноси их домой.
Не разрушай муравейники.
Не разоряй птичьи гнезда.
Не лови бабочек и других насекомых.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не кричи, не включай громко музыку.
Не оставляй мусор.
Не разводи костер.
(Под запись пения птиц дети заходят в «Лес»)
Воспитатель: Оглянитесь все вокруг
Нас приветствует весенний луг. (обычная ходьба)
Мы травку не помнем
На носочках все пойдем. (ходьба на носочках)
Ноги высоко поднимаем,
Кустики мы не ломаем. (с высоким понимаем колен)
А цветочки обойдем,
Красоту сбережем. (ходьба змейкой)
То пойдем, то побежим,
В лесочек спешим. (ходьба, легкий бег)
Воспитатель: Дети, вот мы и пришли в лес. Посмотрите как здесь красиво, тихо.
Но самое главное, лес – щедрый. Мы можем этого не знать, но в лесу произрастает множество растений, грибов и ягод, которые могут пригодиться человеку, но могут и навредить.
Может ли лес таить в себе опасность?
Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу?
Дети: В лесу можно заблудиться.
Встретить диких животных, которые могут укусить.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним поговорки, которые предупреждают об опасности.
Природа – друг, когда ты хорошо ее знаешь.
Пчелка угощает, но и кусает.
С высокого дерева дольше падать.
Не знаешь брода не лезь в воду.
Несъедобный грибок не ложи в кузовок.
Второй след.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая полянка, а сколько в траве выросло ягод, а вот куст и на нем тоже красивые красные ягоды.
Как вы думаете можно ли кушать эти ягоды? (Нет)
Ребята, ягоды можно есть, только если вы знаете точно, что они съедобные.
Загадка: Эту ягоду-красу
Любят многие в лесу.
Но больше всех красавица
В лесу медведю нравится. (Малина)
Давайте посмотрим на картинки и вы назовете знакомые вам ягоды.
Молодцы! Вы знаете названия многих лесных ягод. Но, при сборе диких ягод в лесу следует проявлять осторожность, чтобы в корзинку не попали ядовитые ягоды.
По своим внешним данным они весьма красивы, аппетитны и не вызывают опасений, поэтому и могут попасть не только в корзинку, но и в рот неопытному и незнающему собирателю, а это грозит порой смертельной опасностью.
Если увидишь четыре широких листочка, а между ними черную круглую ягоду – это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива, но не бери ее в рот – она очень ядовита. Белена встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется. Если люди пробуют их – они получают сильное отравление.
Основное правило – «Сомневаешься не бери!» действует всегда, и при сборе ягод его никто не отменял.
Третий след.
Воспитатель: Ребята, а вот и еще один след Лесовичка.
Отгадайте загадку:
«И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Вот в лесу-лесочке выросли грибочки,
Круглые, большие, шляпки расписные»
Они растут с лета и до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага.
Дети! Старичок-Лесовичок хочет узнать, какие грибы вы знаете.
Дети: Он растет под хвойной лапой,
Он растет, а с ним и шляпа.
Никогда на мой поклон
Не снимает шляпы он.
Он к поклонам не привык
Толстый, важный боровик. (Выставляет картинку)
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы-опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня. (Выставляет картинку)
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые лисички. (Выставляет картинку)
Кто такие вы, подружки?
Мы грибы, грибы-волнушки.
Наши шляпы, как колечки,
Как колечки волн на речке. (Выставляет картинку)
Хоть наряден он на вид
И красив, но ядовит,
Словно красный светофор
В красной шляпе мухомор. (Выставляет картинку)
Д/игра: «Какой грибочек лишний?(Мухомор). Почему?
Какие еще ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложные опята).
Д/игра: «Съедобный грибок положи в кузовок».
А ядовитые грибы так и оставим, и даже руками трогать не будем.
Вопросы: Можно ли собирать незнакомые грибы?
(Не все грибы наши друзья. Есть и враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, тогда наступит тяжелое отравление).
Можно ли есть сырые грибы?
(Грибы нужно варить, жарить, солить. Можно приготовить, соленые, маринованные грибочки, жареные, пирог с грибами, грибной суп, салаты…)
Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет)
(Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для зайцев, лосей и украшают лес).
Почему нельзя грибы рвать с корнем, а нужно срезать ножом?
(Можно повредить грибницу, и грибы на этом месте расти больше не будут).
Как долго живет гриб?
Не знаете? Тогда слушайте. Гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда более 10 лет.
Машины, автобусы – враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы.
Как это происходит? Давайте проведем опыт. Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными. Как думаете, можно употреблять в пищу такие грибы. (Нет)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, какой сегодня солнечный денек. «Солнечный зайчик заглянул к нам в окошко и пригнул на ладошку. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями, солнечный зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай их аккуратно, чтобы не спугнуть зайчика. Голову, шею, животик, руки, ноги, поглаживай ласково. Зайчик забрался за шиворот, погладь его там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
Воспитатель: Молодцы! Пошли дальше.
(Логоритмика)
«Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом,
Крылья пестрые мелькают
В небе насекомые летают».
Четвертый след.
Воспитатель: А вот и еще один след Лесовичка.
Ребята, присмотритесь внимательно к этой полянке. Кого вы видите?
Воспитатель: Правильно! Насекомые бывают полезные т опасные, но все они необходимы для природы. На нашей планете живет много разных насекомых. Они обитают в почве, в воде, в воздухе.. Самый важный орган чувств у насекомых – усы, рот в виде хоботка, у летающих насекомых есть крылья.
Вопросы: Сколько частей тела у насекомых?
(3 части: голова , грудь, брюшко)
Сколько лапок у насекомого?
(шесть, у паука – восемь)
Можно ли трогать руками насекомых? И почему?
Давайте вспомним Правила при встрече с насекомыми.
Если увидишь осиное гнездо?
(Нельзя трогать руками, осы очень больно жалят; мелких животных осы могут зажалить до смерти, ужаленное место сильно распухают).
Если около вас летит пчела?
(Нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками, нужно перейти на другое место).
Если пчела все же ужалила?
(Надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы).
Если встретить на пути муравьев?
(Можно понаблюдать за этими удивительными насекомыми, но руками трогать не надо, не будешь им мешать, они тебя не укусят).
Как защититься от комаров и мошек?
(Использовать мази, спрей отпугивающие комаров)
Какой вред приносят мухи?
(Разносят микробы).
Воспитатель: Все запомнили правила?
Давайте еще раз вспомним, какие правила леса мы сегодня с вами узнали:
(Несъедобные грибы и ягоды не надо трогать руками и кушать их нельзя. Жалящие насекомые опасны, поэтому трогать их не надо. Просто так, они не нападают, жало у них для самозащиты).
Воспитатель: И еще ребята, ходить в лес только вместе со взрослыми, потому что в лесу можно легко заблудиться.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.
Воспитатель: Ребята, постойте!
Посмотрите, что это?
«Забывчивые дети на поляне,
Не потушили, не закопали костра.
Они ушли, а ветки догорали,
И нехотя чадили до утра».
Воспитатель: А как в лесу можно потушить огонь?
(Залить пламя водой, закидать землей)
А что может случиться, если костер не потушить? Кого нужно вызвать помощь?
(Погибнет лес от пожара, животные, птицы, насекомые и все живое вокруг). Пожарных. Позвоните по номеру 101.
Пятый след.
Воспитатель: Дети, посмотрите, да тут еще один след для нас оставил Лесовичок.
(Книга «Родная природа»)
«Наша планета Земля
очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш
родимый ребята.
Беречь надо птиц, насекомых, зверей.
Давайте будем добрей!»
Не забудьте корзиночку, которую я для вас приготовил.
(Лесовичок)
Воспитатель: Видимо Лесовичку понравилось, что вы много знаете о жизни леса, и он решил вас отблагодарить – приготовил угощение. Скажем ему спасибо, ну а нам пора возвращаться.