Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков.
Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте).
Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью.
Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное внимание, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Коррекция личности ребенка в целом.
Воспитание самостоятельности при выборе предметных картинок.
Оборудование: зеркало, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки, пеналы, сигнальные круги, авторские игры № 33 «Построй домик», № 14 «Аквариум», № 8 «Заборчик», логопедическая тетрадь, карандаши.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Игра «Волшебное зеркало».
Упр. «Трубочка». Губы вытянуты вперед в форме трубочки. Про себя произносить у-у-у.
Упр. «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние резцы обнажены. Про себя произносить и-и-и.
Упр. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу, унести широкий язык в глубь рта. Счет 1-5.
Упр. «Ребро». Рот открыт. Кончиком языка доставать поочередно последние верхние и нижние коренные зубы.
Упр. «Достань подбородок». Кончиком языка тянуться к подбородку, пытаясь его достать.
Упр. «Маятник». Рот открыт. Высунуть язык. Кончиком языка тянуться попеременно влево-вправо. Счет 1-2.
Упр. «Болтушка». Рот открыт. Высунутым языком делать движения вверх-вниз, не касаясь верхней губы и подбородка. Счет 1-2.
Упр. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Удерживать под счет 1-10.
Упр. «Гармошка». Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, попеременно сильно оттягивать нижнюю челюсть вниз, смыкать зубы. Счет 1-4.
1.2. Упражнение для формирования навыков носового дыхания № 28 стр.34 Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Упр. 2. Широко открыть рот и подышать носом.
Упр. 4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем, выход через другую ноздрю (ноздри чередовать).
Упр. 6. Вдох широко открытым ртом, выдох носом, через две ноздри; одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).
2. Объявление темы занятия.
3. Упражнение «Учись слышать и различать», «Правильно повтори».
Цель: Развивать фонематический слух. Упражнять в повторении рядов, слогов на одном удлиненном выдохе. Следить за правильностью и четкостью артикуляции.
РЯ-ЛЯ
РЁ-ЛЁ
РЮ-ЛЮ
РИ-ЛИ
РЕ-ЛЕ
РЯ-ЛЯ-РЯ
РЁ-ЛЁ-РЁ
РЮ-ЛЮ-РЮ
РИ-ЛИ-РИ
РЕ-ЛЕ-РЕ
ЛЯ-РЯ
ЛЁ-РЁ
ЛЮ-РЮ
ЛИ-РИ
ЛЕ-РЕ
ЛЯ-РЯ-ЛЯ
ЛЁ-РЁ-ЛЁ
ЛЮ-РЮ-ЛЮ
ЛИ-РИ-ЛИ
ЛЕ-РЕ-ЛЕ
РЯ-ЛЯ-РЯ
РЁ-ЛЁ-РЁ
РЮ-ЛЮ-РЮ
РИ-ЛИ-РИ
РЕ-ЛЕ-РЕ
4. Упражнение «Запомни и повтори».
Цель: Учить произносить два слова на одном равномерном плавном выдохе, следить за правильностью и четкостью артикуляции. Продолжать развивать слуховое внимание, память.
РЯ-ЛЯ
РЁ-ЛЁ
РЮ-ЛЮ
РИ-ЛИ
МОРЯ-ПОЛЯ
МОРЯК-ПОЛЯК
БОРЯ-ПОЛЯ
ВАРЯ-ВАЛЯ
ГОРЯТ-БОЛЯТ
КРЯКАТЬ-СЛЯКОТЬ
РЁВА-ЛЁВА
СЕРЕЖА-ЛЕЖА
ЛАРЕК-КУЛЕК
РЁВ-КЛЁВ
РУЗЫРЕК-МОТЫЛЕК
ВПЕРЕД-САМОЛЕТ
ВАРБ-ВАЛЮ
ГОРЮ-КОЛЮ
ГОРЯЧИЙ-КОЛЮЧИЙ
ТРЮК-ЛЮК
КРЮК-КЛЮВ
БРЮКВА-КЛЮКВА
РИС-ЛИС
МАРИНА-МАЛИНА
ПЕРИНА-ПОЛИНА
БЕРИСЬ-ХВАЛИСЬ
ВАРИТЬ-ВАЛИТЬ
ДАРИТЬ-УДАЛИТЬ
5. Авторская игра № 33 «Построй домик» Практический материал для развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.
Материал: 30 кирпичиков, в которые вставлены предметные картинки со звуком (Ль) и (Рь) и без него, схемы домов из 14 кирпичиков.
Инструкция: В гости пришли две куклы Лиля и Рима. Для них мы построим домики. Для строительства дома для Лили необходимо выбрать только те кирпичики, в которые вставлены предметные картинки со звуком (Ль). Для Риммы – со звуком (Рь). Лишние картинки отложить в сторону.
6. Авторская игра № 14 «Аквариум» Практический материал для развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.
Цель:
Дифференциация звуков (Ль-Ль) в словах.
Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
Материал: 2 аквариума (40х40), 16 аквариумных рыбок, в которые вставлены предметные картинки с заданным звуком и без него.
Инструкция: В замке у королевы два аквариума. Привезли много разноцветных рыбок, в которые вставлены предметные картинки со звуком (Ль), (Рь) и без них. Необходимо в один аквариум поселить рыбок, в которые вставлены предметные картинки со звуком (Ль), а в другой – со звуком (Рь). Лишние рыбки поселить в третий аквариум.
7. Авторская игра № 8 «Заборчик» Практический материал для развития фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-7 лет.
Цель:
Дифференциация звуков (Ль), (Рь).
Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса.
Материал: дощечки в количестве 20 штук, в которые вставлены предметные картинки со звуком (Ль), и (Рь) и без них.
Инструкция: Необходимо помочь двум героям Лиле и Риме вокруг домиков построить заборчик. Для постройки забора вокруг домика Лили, выбрать только дощечки, в которые вставлены предметные картинки со звуком (Ль), а для Римы – со звуком (Рь). Лишние дощечки из постройки исключить.
8.Игровое упражнение «Посчитай» Логопедическая тетрадь для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Цель: Согласование существительных с числительными.
«1-2-9» - один самолет, два самолета, девять самолетов,
«1-2-9» - один кулек, два кулька, девять кульков,
«1-2-9» - один крюк, два крюка, девять крюков,
«1-2-9» - один пузырек, два пузырька, девять пузырьков,
«1-2-9» - один моряк, два моряка, девять моряков.
9. Игровое упражнение «От большого к маленькому».
Цель: Развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, графических навыков.
Инструкция: Расставь буквы в предметах от самого большого до самого маленького.
Рисунок – КУЛЕК КРЮК ЛЮК
10. Игровое упражнение «Перенеси по-порядку буквы в схему».
Цель: Развитие зрительного внимания, графических навыков предметов по стрелкам, начиная от точки. Напечатай название предметов в клеточки.