kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека дидактических игр и упражнений для формирования элементарных математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека дидактических игр и упражнений для ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр и упражнений для формирования элементарных математических представлений»

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений

(для детей старшего дошкольного возраста)


Крюковский детский сад филиал

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Новодеревенский детский сад «Колокольчик»

















Автор: Ильина Наталья Анатольевна



1 Игровое упражнение «Фруктовый пирог»

Задачи: уточнить приемы деления круга на 2 – 4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.д.)

Оборудование: круг, ножницы (на каждого ребенка)

Ход игры:

Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)

Воспитатель показывает детям круг пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: одна вторая или целое?»

Воспитатель просит детей каждую часть разделить еще на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»

Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по – другому. (Половина.) затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом? А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) Сколько частей всего получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?»


2 Дидактическая игра «Запомни и выполни» (слуховой диктант)

Задачи: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.

Ход игры:

У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель уточняет название сторон и углов листа.

Затем дает детям задания:

  1. вдоль верхней стороны листа нарисуйте прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);

  2. в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом ( в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом углу – желтым карандашом, в нижнем правом углу – зеленым карандашом);

  3. посередине листа красным карандашом поставьте точку.

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.

Воспитатель уточняет: «Что и где вы нарисовали?»

Дети называют детали, их цвет и месторасположение.



3«Кривые зеркала»

Задачи: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

Оборудование: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы).

Ход игры.

Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9.

Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители.

Для усложнения можно заранее обговорить, какое число нужно показывать детям — меньшее или большее.

4 «Математические пазлы. Числовой ряд»

Задачи: закреплять навыки счета от 1 до 10; осуществлять подготовку детей к изучению сложения и вычитания; акцентировать внимание детей на месте числа в ряду других чисел.

Оборудование: пазлы (картинка, состоящая из деталей в виде полосок, разделенных на два поля: первое – часть картинки, второе – число, или двухсторонние карточки).

Ход игры:

Дети получают картинки. Воспитатель предлагает детям выбрать нужные им фрагменты этих картинок (в форме игры «Лото»). Когда все части картинок находятся у детей, воспитатель дает им задание: разложиться все детали по порядку: от 1 до 10.


5 Игра – головоломка «Волшебный круг»

Задачи: способствовать развитию умения выделять основные признаки фигуры, выделять фигуру из фона; развивать глазомер, воображение, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.

Оборудование: круг, разделенный на 10 частей, контурно-силуэтные изображения картинок

Ход игры:

Первый вариант: дети собирают картинку наложением деталей на образец.

Второй вариант: дети собирают картинку рядом с ее контурным изображением.

Третий вариант: дети собирают картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки.

Четвертый вариант: дети собирают картинку по уменьшенному силуэтному изображению.



6 «Поезд»

Задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры.

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка - длинные ушки.

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай! (Зайка)

После ее отгадывания игра продолжается.

7 Упражнение «Ручеек»


Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.

Оборудование: 2 веревки, мел.

Ход игры.

На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».

Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост».

Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.

Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.



8 «Математические пазлы. Цвета радуги/ дни недели»

Задачи: закрепление цветов спектра, дней недели.

Оборудование: пазлы (двухсторонние детали в виде полос: 1 – фрагмент картинки, 2 – один из цветов радуги)

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми работает по цветовой схеме, называет все цвета радуги по порядку, начиная сверху. Затем дети разучивают мнемонестическую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Воспитатель оговаривает, что каждое слово обозначает определенный цвет. Затем воспитатель предлагает расположить детали слева – направо в правильной последовательности, а затем перевернуть их обратной стороной.

Сначала дети работают с подсказкой: цвета радуги выведены на экран, затем картинка собирается по памяти. Впоследствии мы используем эти пазлы для игры «Цветная неделька»: каждый день недели обозначен определенным цветом.

9 Дидактическая игра «Магазин открыток»

Задачи: закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; развивать внимание.

Оборудование: открытки с изображением предметов разной формы, геометрические фигуры ( круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; по 1 фигуре на каждого ребенка)

Ход игры:

На «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по одной геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».

10 Упражнение «Побежали пальчики»


Задачи: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Ход игры:

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу пр. ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу лев. ладошкой.

Обе вы хорошие (поглаживать тыльные стороны ладоней)

Ловкие, умелые (поглаживать ладони)

Озорные пальчики (сжимать и разжимать пальцы)

У девочек и мальчиков (переплести пальцы в «замок»).

Их никак не удержать, все они хотят играть

(потряхивать кистями рук)

Пусть побегают немножко по листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь, девочки и мальчики.

Побежали в серединку – увидали там малинку!

В правый верхний уголок – увидали там цветок!

Вниз спустились, в угол левый – скачет там зайчонок смелый!

В левый верхний угол мчимся – там летит большая птица

В правый нижний уголок – отыскали там грибок!

Хорошо мы поиграли (показать большие пальцы)

В десять раз умнее стали!(раскрыть обе ладошки)

Чтобы упражнение не стало заученным, следует менять ориентиры, использовать не только предметные картинки, но и геометрические фигуры, мелкие игрушки и другие предметы, тематически относящиеся к конкретному занятию. Упражнение

может проводиться и без ориентиров. Указание направления зарифмовывать не обязательно



11 Игровое упражнение «Составим команду спортсменов»

Задачи: учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Оборудование: круги двух цветов (по 9 кругов каждого цвета для каждого ребенка), таблица с кругами (для раскладывания числа 9 на два меньших числа)

Ход игры:

У детей наборы кругов одного цвета. Воспитатель читает стихотворение. На каждое названное животное дети кладут на стол по 1 кругу.

Бег – прекрасная игра.

Ускоритель – номера.

Приготовились. На старт!

Первым номером гепард!

Номер два. Ну и ну!

Скачет антилопа гну.

Страус – третий. Он в галопе

Не уступит антилопе!

А за ним быстрее ветра

По четвертой скачет зебра.

Номер пятый – лев бежит.

Шесть. Жираф за ним бежит.

Семь. Легко бежит гиена.

Есть характер у спортсмена!

Номер восемь. Лошадь мчится.

А девятая - волчица.

Мы на этом кончим счет.

Победителям почет!



Воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего кругов? Как разделить девять спортсменов на две команды?

Воспитатель показывает таблицу с кругами ( таблица содержит два столбца по восемь строк, в первом и во втором столбце заполненные клетки чередуются) и вместе с детьми перечисляет варианты раскладывания числа 9 на два меньших числа.

Воспитатель предлагает детям составить число 9 из двух меньших чисел. Дети в пустые клеточки добавляют нужное количество кругов другого цвета и рассказывают, как они составили число 9 из двух меньших чисел.

Воспитатель делает вывод: «Число девять можно составить по – разному (перечисляет все варианты). Девять кругов тоже можно по – разному разделить на группы (перечисляет все варианты)».



12 «Математические пазлы. Длина»

Задачи: учить устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной длины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.

Оборудование: пазлы (двухсторонние карточки: с одной стороны – фрагмент картинки; с другой – 1 из 10 полосок) / по одному набору на каждого ребенка

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на полоски с изображением шарфиков. Затем воспитатель предлагает расположить карточки слева – направо в возрастающем порядке. Во время выполнения детьми задания воспитатель просит отдельных детей назвать соотношения между предметами по величине.

После выполнения всеми детьми задания, воспитатель просит их перевернуть каждую карточку обратной стороной. Таким образом, дети проверяют правильность выполнения задания: если картинка собрана правильно, то и задание выполнено верно.

13 «Путаница»


Задачи: формировать осознание последовательности и однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; продолжать вводить в активный словарь детей названия времён года.

Игровое действие: расставить карточки по порядку.

Игровое правило: составлять цепочку карточек в соответствии с последовательностью смены временных отрезков.

Материал: карточки с изображением времён года, частей суток.


Ход игры.

Ведущий расставляет карточки с изображением или схемой единиц временных эталонов, намеренно допуская ошибки. Дети исправляют ошибки, восстанавливая порядок.



14 «Только одно свойство»


Задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры.

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.




15 Игра – головоломка «Танграм»

Задачи: способствовать развитию умения выделять основные признаки фигуры, выделять фигуру из фона; развивать глазомер, воображение, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.

Оборудование: квадрат, разделенный на 7 частей, контурно-силуэтные изображения картинок

Ход игры:

Первый вариант: дети собирают картинку наложением деталей на образец. Второй вариант: дети собирают картинку рядом с ее контурным изображением. Третий вариант: дети собирают картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки.

Четвертый вариант: дети собирают картинку по уменьшенному силуэтному изображению.


16 Упражнение «Наряжаем елку»

Задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению действий, соблюдая логическую последовательность.

Ход игры:

Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают гирлянду.

Усложненный вариант: воспитатель демонстрирует на доске или наборном полотне разные варианты гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту подходит имеющийся у них набор фигур, выстроить последовательность и продолжить ее.

Елочка, елочка, вот она какая!

Елочка-иголочка, красивая, большая!

Мы нарядим елочку снизу до макушки,

Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,

И гирлянды – раз, два, три! Ну-ка, елочка, гори!

17 «Математические пазлы. Части суток»

Задачи: совершенствовать представления детей о частях суток и их последовательности

Оборудование: пазлы (двухсторонние карточки: с одной стороны – один из фрагментов картинки, с другой – 1 из 2 фрагментов картинки каждой части суток)

Ход игры:

На доске картинки из серии «Распорядок дня». Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Затем просит закончить предложения и показать соответствующие картинки:

  1. Утром девочка встает и сначала …

  2. Девочка делает зарядку до …

  3. Девочка вернулась с прогулки и …

  4. Дома девочка сначала …

  5. До начала передачи «Спокойной ночи, малыши» девочка…

  6. После просмотра передачи девочка …

Затем воспитатель убирает картинки и обращает внимание на фрагменты картинок, на которых изображены части суток, и предлагает расположить их в правильной последовательности. (начиная с утра). После выполнения задания детьми воспитатель предлагает перевернуть детали обратной стороной и проверить правильность выполнения задания. Если при этом получилась картинка, то задание выполнено верно.



18 «Найди себе место»


Задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.


Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.


Ход игры.

Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сиг-налу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.

Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.

Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах.


19 «Угадай, что загадали»


Задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.


Оборудование: игрушки.


Ход игры.


Первый вариант. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.

Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитателя. Загадывать игрушку будет ребенок.

Если дети не испытывают трудностей, следует попробовать дополнительные понятия: слева, справа.



20 «Чудесный мешочек»


Задачи: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник.


Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч.


Ход игры.


Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.


Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.

После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.


Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку до-стать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.


21 «Что дальше?»


Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.


Ход игры.


Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся». Можно ввести игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,— отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель кладет камешек перед другим ребенком. И т.д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— уход домой.


Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

22 «Так бывает или нет?»

Задачи: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры.

Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

23 «Математические пазлы. Геометрические фигуры»

Задачи: продолжать закреплять представления о геометрических фигурах, развивать внимание, зрительную память

Оборудование: пазлы (двухсторонние карточки: с одной стороны фрагмент картинки, с другой – одна из геометрических фигур / соответствует схеме)

Ход игры:

Игра начинается со знакомства со схемой: воспитатель предлагает детям назвать по порядку все геометрические фигуры, начиная слева, обязательно проговаривая их цвет и порядковый номер.

Затем воспитатель предлагает детям назвать геометрические фигуры без визуального образца.

Воспитатель обращает внимание детей на карточки с геометрическими фигурами и предлагает расположить фигуры слева - направо в той последовательности, которая отображена на схеме.

После выполнения задания дети переворачивают карточки обратной стороной. При верном выполнении задания получается картинка.

24 «Огород»

Задачи: закреплять умение сравнивать 3 множества объектов,

учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества.

Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и

4 морковки (количество овощей выбрано произвольно).

Ход игры:

Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

- какие овощи собрали;

- сколько групп овощей получилось;

- как узнать, каких овощей больше, меньше;

- каких овощей больше (меньше) всего;

- Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.


25 «Мастерим геометрические фигуры»

Задачи: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Оборудование: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход игры:

Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата: треугольник с квадратом.

Старший – квадратный, добродушный, приятный.

Младший – треугольный, вечно недовольный.

Тот кричит ему: - Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато срезать старшему углы.

Уходя, сказал: - Приятных я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом, а проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата. Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

26 Упражнение «Матрешкино хозяйство»

Задачи: вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции, вырабатывать понимание понятий «внутри», «снаружи», «около»,

«слева от», «справа от», «спереди», «сзади».

Оборудование: игрушечный домик, матрешка,

автомобиль, домашние животные .

Примерные инструкции:

Вот стоит домик-домок,

Красивый, как теремок.

Там матрешка живет,

Хозяйство ведет.

Вышла матрешка из домика, встала около него и смотрит, все ли в порядке. Слева машина стоит, справа собака лежит. Зашла за дом – там барашки пасутся. А это кто прыгнул в дом?

Это кошка Мурка! А еще у матрешки перед домом огород есть, там репки растут. Зашла матрешка в дом.

Все у нее хорошо, все в порядке!

Дети расставляют игрушки, согласно тексту.

Вопросы: какие игрушки находятся внутри дома,

снаружи дома, слева от дома,

справа от дома? и т.п.

Инструкции и предметы можно менять.

27 «Найди себе пару»

Задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу.

Оборудование: парные фигуры по количеству детей.

Ход игры.

Дети выбирают геометрические фигуры. Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту.

Как фигуры хороши! Свободные движения Так и пляшут от души. под музыку

Квадраты затопали, Дети топают ногами

А круги захлопали. Хлопки

Посмотрите, треугольник Повороты туловища вправо,

Как углами завертел. влево

И затопав, и захлопав, Дети топают и хлопают.

С прямоугольником запел:

Тра-та-та, тра-та-та, Прыжки вокруг себя.

Вот так пляска! Красота!

Музыка закончилась.

Раз-два-три! Дети находят пару своей

Себе пару ищи! Фигуре.




28 Упражнение «Беги к тому, что назову»


Задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий,

закреплять понятия.


Ход игры:


Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги!

Раз, два, три - к широкой (узкой) ленточке беги!

Раз, два, три – к большой (маленькой) пирамидке беги! И т.д.


Называть можно любой предмет, любой величины.




29 «Геометрическая мозаика»


Задачи: закрепления знаний детьми о геометрических фигурах, развивает воображение, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.


Ход игры. Ребенку предлагается составить фигуру.



30 «Раньше - позже»


Задачи: помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами, в овладении качественной характеристикой временных эталонов; упражнять в использовании предлогов «за», «перед», «до»; формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени, составлять сложноподчинённые предложения.


Игровое действие: расставить карточки по порядку.


Игровое правило: связно объяснить своё действие.


Ход игры.


Воспитатель называет «кусочек времени». Дети выстраивают цепочку по принципу: что было раньше, ещё раньше; что будет.

Пример. Воспитатель: Зима.

Ребёнок: Перед зимой была осень, ещё раньше было лето, ещё раньше была весна; или; после зимы наступает весна, позже – лето, ещё позже – осень.



31 Упражнение «Сколько?»


Задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.


Ход игры.


Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей

32 Упражнение «Что перепуталось?»


Задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие.


Ход игры:

На столе карточки с цифрами перевернуты “ вверх ногами” или “ вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.



33 «Что лишнее?»


Задачи: помочь детям в овладении качественной характеристикой временных эталонов; формировать умение выделять «кусочки времени» одного звена системы временных эталонов, обосновывая свой выбор в развёрнутом, самостоятельном высказывании.


Игровое действие: ребёнок, правильно выполнивший задание, становится ведущим.

Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний «кусочек времени».


Ход игры.


Ведущий называет «кусочки времени» какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее.

Например: ночь, день, апрель, утро, полдень (лишний – апрель, т.к. это месяц, а остальные понятия – названия частей суток) ?

34 «Кто первый соберет фигуры»

Задачи: закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции,

развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы разных цветов и размеров).

Ход игры.

Каждому из играющих воспитатель дает персональное задание по собиранию конкретных фигур. Побеждает тот ребенок,

который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.


35 «Математические пазлы. Круглый год»

Задачи: закреплять представления о последовательности времен и месяцев года

Оборудование: основа для пазлов (лист бумаги формата А3, на котором нарисован круг, разделенный на 4 равных части, они обозначают времена года; каждое время года выделено разным цветом), детали в виде секторов круга (12 шт. – по числу месяцев года; на каждой -1 из 3 фрагментов картинки, отражающей состояние погоды в одно из четырех времен года); картинки с изображением разных времен года

Ход игры:

На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки – отгадки.

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.


Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осень)


Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зима)


Зазвенели ручьи.

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весна)


Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето)


Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности.

Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы. Воспитатель читает стихи о каждом месяце (осенние, зимние, весенние, летние). Дети, которые дали правильный ответ, находят деталь с нужным фрагментом картинки и прикрепляют ее на основу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильина Наталья Анатольевна

Дата: 19.02.2018

Номер свидетельства: 458315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Опыт работы "ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" "
    ["seo_title"] => string(119) "opyt-raboty-formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiego-doshkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "238219"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444503577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Занятие^  "Почемучка и Незнайка" "
    ["seo_title"] => string(34) "zaniatiie-pochiemuchka-i-nieznaika"
    ["file_id"] => string(6) "238216"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444502577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План взаимодействия с родителями во II младшей группе."
    ["seo_title"] => string(56) "plan_vzaimodeistviia_s_roditeliami_vo_ii_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "484232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1541621481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства