№ 6 «Поезд» Задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток. Ход игры. В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает: - Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей. «Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник. Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Серый байковый зверюшка - длинные ушки. Ну-ка, кто он, угадай И морковку ему дай! (Зайка) После ее отгадывания игра продолжается. | № 7 Упражнение «Ручеек» Задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине. Оборудование: 2 веревки, мел. Ход игры. На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него. Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки». Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам. «А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост». Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей. Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте. Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям. |
№ 20 «Чудесный мешочек» Задачи: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник. Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч. Ход игры. Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее. Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их. Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку до-стать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины. | № 21 «Что дальше?» Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся». Можно ввести игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать». Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,— отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель кладет камешек перед другим ребенком. И т.д. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— уход домой. Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать. |
№ 22 «Так бывает или нет?» Задачи: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть». Примерные рассказы воспитателя: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям». «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать». | № 23 «Математические пазлы. Геометрические фигуры» Задачи: продолжать закреплять представления о геометрических фигурах, развивать внимание, зрительную память Оборудование: пазлы (двухсторонние карточки: с одной стороны фрагмент картинки, с другой – одна из геометрических фигур / соответствует схеме) Ход игры: Игра начинается со знакомства со схемой: воспитатель предлагает детям назвать по порядку все геометрические фигуры, начиная слева, обязательно проговаривая их цвет и порядковый номер. Затем воспитатель предлагает детям назвать геометрические фигуры без визуального образца. Воспитатель обращает внимание детей на карточки с геометрическими фигурами и предлагает расположить фигуры слева - направо в той последовательности, которая отображена на схеме. После выполнения задания дети переворачивают карточки обратной стороной. При верном выполнении задания получается картинка. |
№ 24 «Огород» Задачи: закреплять умение сравнивать 3 множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества. Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество овощей выбрано произвольно). Ход игры: Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей: То, что мы весной сажали, То, что летом поливали, То, что осенью собрали Урожаем мы назвали. Наберем-ка овощей для салата и для щей! По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы: - какие овощи собрали; - сколько групп овощей получилось; - как узнать, каких овощей больше, меньше; - каких овощей больше (меньше) всего; - Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п. | № 25 «Мастерим геометрические фигуры» Задачи: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. Оборудование: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки) Ход игры: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек. Жили-были два брата: треугольник с квадратом. Старший – квадратный, добродушный, приятный. Младший – треугольный, вечно недовольный. Тот кричит ему: - Смотри, ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, у тебя же их четыре. Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры. Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на углы, Младший лезет воровато срезать старшему углы. Уходя, сказал: - Приятных я желаю тебе снов! Спать ложился ты квадратом, а проснешься без углов! Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек. Но наутро младший брат страшной мести был не рад. Поглядел он – нет квадрата. Онемел… Стоит без слов.. Вот так месть. Теперь у брата Восемь новеньких углов! |
№ 26 Упражнение «Матрешкино хозяйство» Задачи: вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции, вырабатывать понимание понятий «внутри», «снаружи», «около», «слева от», «справа от», «спереди», «сзади». Оборудование: игрушечный домик, матрешка, автомобиль, домашние животные . Примерные инструкции: Вот стоит домик-домок, Красивый, как теремок. Там матрешка живет, Хозяйство ведет. Вышла матрешка из домика, встала около него и смотрит, все ли в порядке. Слева машина стоит, справа собака лежит. Зашла за дом – там барашки пасутся. А это кто прыгнул в дом? Это кошка Мурка! А еще у матрешки перед домом огород есть, там репки растут. Зашла матрешка в дом. Все у нее хорошо, все в порядке! Дети расставляют игрушки, согласно тексту. Вопросы: какие игрушки находятся внутри дома, снаружи дома, слева от дома, справа от дома? и т.п. Инструкции и предметы можно менять. | № 27 «Найди себе пару» Задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу. Оборудование: парные фигуры по количеству детей. Ход игры. Дети выбирают геометрические фигуры. Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту. Как фигуры хороши! Свободные движения Так и пляшут от души. под музыку Квадраты затопали, Дети топают ногами А круги захлопали. Хлопки Посмотрите, треугольник Повороты туловища вправо, Как углами завертел. влево И затопав, и захлопав, Дети топают и хлопают. С прямоугольником запел: Тра-та-та, тра-та-та, Прыжки вокруг себя. Вот так пляска! Красота! Музыка закончилась. Раз-два-три! Дети находят пару своей Себе пару ищи! Фигуре. |
№ 28 Упражнение «Беги к тому, что назову» Задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий, закреплять понятия. Ход игры: Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги! Раз, два, три - к широкой (узкой) ленточке беги! Раз, два, три – к большой (маленькой) пирамидке беги! И т.д. Называть можно любой предмет, любой величины. № 29 «Геометрическая мозаика» Задачи: закрепления знаний детьми о геометрических фигурах, развивает воображение, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Ход игры. Ребенку предлагается составить фигуру. | № 30 «Раньше - позже» Задачи: помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами, в овладении качественной характеристикой временных эталонов; упражнять в использовании предлогов «за», «перед», «до»; формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени, составлять сложноподчинённые предложения. Игровое действие: расставить карточки по порядку. Игровое правило: связно объяснить своё действие. Ход игры. Воспитатель называет «кусочек времени». Дети выстраивают цепочку по принципу: что было раньше, ещё раньше; что будет. Пример. Воспитатель: Зима. Ребёнок: Перед зимой была осень, ещё раньше было лето, ещё раньше была весна; или; после зимы наступает весна, позже – лето, ещё позже – осень. |
№ 31 Упражнение «Сколько?» Задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Вот жаворонок с нивушки Взвился и полетел. Вы слышите, как весело Он песенку запел? Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут! Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут. Четыре скачут лошади, Во весь опор летят, И слышно, как по камешкам Подковы их стучат. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей | № 32 Упражнение «Что перепуталось?» Задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие. Ход игры: На столе карточки с цифрами перевернуты “ вверх ногами” или “ вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение. № 33 «Что лишнее?» Задачи: помочь детям в овладении качественной характеристикой временных эталонов; формировать умение выделять «кусочки времени» одного звена системы временных эталонов, обосновывая свой выбор в развёрнутом, самостоятельном высказывании. Игровое действие: ребёнок, правильно выполнивший задание, становится ведущим. Игровое правило: в перечне временных эталонов должен быть только один лишний «кусочек времени». Ход игры. Ведущий называет «кусочки времени» какого-либо звена системы временных эталонов, включая один кусочек из другого звена. Задача детей найти лишнее. Например: ночь, день, апрель, утро, полдень (лишний – апрель, т.к. это месяц, а остальные понятия – названия частей суток) ? |
№ 34 «Кто первый соберет фигуры» Задачи: закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики. Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы разных цветов и размеров). Ход игры. Каждому из играющих воспитатель дает персональное задание по собиранию конкретных фигур. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры. № 35 «Математические пазлы. Круглый год» Задачи: закреплять представления о последовательности времен и месяцев года Оборудование: основа для пазлов (лист бумаги формата А3, на котором нарисован круг, разделенный на 4 равных части, они обозначают времена года; каждое время года выделено разным цветом), детали в виде секторов круга (12 шт. – по числу месяцев года; на каждой -1 из 3 фрагментов картинки, отражающей состояние погоды в одно из четырех времен года); картинки с изображением разных времен года Ход игры: На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки – отгадки. Дни стали короче, Длинней стали ночи. | Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (осень) Хоть сама – и снег, и лед, А уходит – слезы льет. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (зима) Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. В улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (весна) Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (лето) Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности. Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы. Воспитатель читает стихи о каждом месяце (осенние, зимние, весенние, летние). Дети, которые дали правильный ответ, находят деталь с нужным фрагментом картинки и прикрепляют ее на основу. |