Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
Ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка. Воспитатель учитывает в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы и способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ»
Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ
« Надо предпочесть того педагога,
который идет новыми путями;
каждое его слово,
каждый поступок несет на себе печать
незабываемой новизны».
Л.С. Выготский
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей.
В условиях реформирования системы дошкольного образования одним из путей обновления содержания воспитания и обучения дошкольников является переход на личностно ориентированное взаимоотношение педагога с детьми. Ведущими способами общения становятся понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позиция ребёнка. Воспитатель учитывает в своей работе индивидуальные, возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы и способности.
Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются общие способности: коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Интерьер группы составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах должны подчиняться «общему»принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей дошкольного возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.
Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. В настоящее время вновь наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно - развивающей среды.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.
Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в нашей группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности. Материалы поместили в пластиковые контейнеры, коробки, которые размещены на стеллажах и легко открываются самими детьми. Каждому виду материалов отведено отдельное место. Они систематически обновляются в зависимости от детского интереса, от умений и навыков, от личных увлечений, половых особенностей детей. Материалы располагаются так, чтобы ими было удобно пользоваться; это помогает детям быстрее готовиться к работе, приучать их порядку. Для формирования у дошкольников интереса к самостоятельному изготовлению поделок проводятся конкурсы и выставки оригинальных поделок (совместно с родителями). Работами детей украшается интерьер детского сада. Это формирует у дошкольников интерес к изготовлению поделок, создается эмоциональный настрой на этот вид деятельности.
Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью и самих воспитанников, т. к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами, педагоги нашего ДОУ, воспитанники и родители насыщают развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т. д. При создании развивающей среды ДОУ, мы позаботились и о формировании информационно - коммуникационной культуры дошкольников. По данным опроса родителей половина семей имеет дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям. Наши педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние животные и птицы», «Портрет любимой мамочки», «Космос» и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность. Педагоги активно используют в своей работе Интернет-ресурсы. В ДОУ создан собственный сайт.
Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни и способствует укреплению здоровья. Именно поэтому усилия работников нашего ДОУ направлены на оздоровление дошкольников, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится организация здоровьесберегающей предметно-развивающей среды.
В группах созданы физкультурные уголки, оснащенные спортивным инвентарем, в том числе нестандартным оборудованием для обеспечения двигательной активности детей, зоны отдыха для снятия эмоционального напряжения, а так же уголки здоровья, а для реализации образовательной области «Безопасность» - уголки безопасности. Имеются кабинеты логопеда. Ежедневно встречает гостей музыкальный зал.
Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является его территория, важная составляющая образовательного пространства дошкольного детства. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводится целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому дошкольнику проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля, выступать в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, а именно это лежит в основе развивающего обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007.
2. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2007.
3. Игра дошкольника Доронова Т. Н., Доронов С. Г. - М: Детям XXI века, 2005.
4. Сотникова В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
5. Иванова Н. Дошкольник в детской субкультуре. //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 9, № 10
6. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2008.-№ 5
7. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)