Название методики | Цель/ Время/ Материал | Процедура проведения | Психологический смысл упражнения |
«Магия нашего имени» | Знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя. Время: 10 минут. Материал: игрушка – солнышко. | Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают: От кого я получил свое имя? Есть ли мои тезки среди известных людей? Знаю ли я литературных или кино – героев, носящих то же имя? Как имя влияет на мое поведение в жизни? Нравится ли мне мое имя? (если нет, то какое бы имя я хотел иметь?) Знаю ли я, что означает мое имя? | |
«Перекинь мяч» | Вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи. Время: 2 – 5 минут Материал: мяч. | Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). | Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий. Вопросы для обсуждения: Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения? |
«Применение предметов» | Развитие творческого интеллекта. Время: 10 – 15 минут. Материал: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка и т.д. | За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет. | Вопросы для обсуждения: Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам? Как можно применять ваш предмет? О чем заставило задуматься это упражнение? |
«Островки» | Всем участникам разместиться на газете (на всей, на половине). Время: 5 – 10 минут. Материал: газеты. | Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания. | Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи. |
«Несуществующее животное» | Сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы. Время: 10 – 15 минут. Материал: ватман, цветные карандаши. | Ход упражнения Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна договориться какое животное они нарисуют и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно ( 5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям. | Вопросы для обсуждения: Почему вы выбрали это животное? Как оно называется, что оно умеет делать? Были ли сложности при выполнении упражнения? |
«Творческая жизнь» | Обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало. Время: 7 – 15 минут. Материал: бумага, ручка. | Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п). | |