kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Артикуляционная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Артикуляционная гимнастика для детей. Упражнения для выполнения в детсом саду и дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционные упражнения


Широкий язычок. Устали.

1 вариант:

Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в неподвижном, расслабленном состоянии на счет от 1 до 5 – 10. Боковые края языка должны касаться уголков рта. А нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы.

Одновременно выпрямить кисть правой руки и держать ее горизонтально ладонью вверх, широко раздвинув пальцы.

2 вариант: Водить широким передним краем языка по нижней губе вправо – влево. 3 вариант:

Двигать «широким» языком вперед – назад, не изменяя его формы.


Сон.

Сидеть, откинувшись на спинку стула, голову опустить, руки устало свесить вдоль туловища. Полностью расслабиться. Закрыть глаза. Почувствовать, как отяжелевшая нижняя челюсть сама опускается, приоткрывая рот. Усталый, расслабленный язык безвольно лежит во рту, не в силах шевельнуться. Дышать медленно, глубоко и спокойно. При этом вдох производить носом, а выдох ртом. При каждом выдохе будет слышен глухой свистящий звук.

Следить за тем, чтобы темп выполнения упражнения не ускорялся.



Накажем язычок.

1 вариант:

Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.

Несколько раз на одном выдохе не просто прикасаться зубами к языку, а беззвучно покусывать язык.

2 вариант:

Покусывать язык, постепенно выдвигая его изо рта.

3 вариант:

Покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.


Чихаем.

Имитировать чихание: «апТШи», задерживая при этом кончик языка у оснований верхних резцов (на звуке «Т»). «Чихать» надо настолько резко и сильно, чтобы получилось «апТРи»

Песенка.

1 вариант:

Выполнять движения, такие же, как в упражнении «Накажем язычок», произнося при этом речитативом: «Ла-ла-ла…»

2 вариант:

Петь «Ла-ла-ла…», покусывая язычок.

3 вариант:

Повторять за логопедом заданный ритмический рисунок, например: «ЛАла – лалаЛА»


Чашечка. 1 вариант: Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Боковые края и кончик широкого языка поднять вверх, среднюю часть языка опустить вниз. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 5 – 10 Кисть правой руки округлить в форме горсти. 2 вариант:

Поднять язык, прогнутый в форме чашечки к основаниям верхних резцов.


Вкусно.

1 вариант:

Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба, боковые края языка при этом скользят по коренным зубам. В процессе выполнения упражнения губы не напрягаются.

2 вариант:

Во время плавного втягивания языка в рот задержать кончик языка у оснований верхних резцов и с силой подуть, вызывая его вибрацию.


Лошадка.

1 вариант:

Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Передний край языка сильно присасывать к основаниям верхних резцов и отрывать со щелчком.

2 вариант:

Сопровождать выполнение упражнения резкими выдохами через рот в момент отрыва от оснований верхних резцов переднего края языка и вызывать тем самым его вибрацию.

3 вариант:

Одновременно выполнять языком упражнение «Лошадка», а губами - упражнение

«Гармошка».


Как не стыдно?

1 вариант:

Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий передний край языка слегка присасывать к бугоркам за верхними зубами и отрывать со щелчком. Повторять движения многократно в быстром темпе, укоризненно покачивая головой.

2 вариант:

Одновременно выполнять языком упражнение «Как не стыдно?», а губами - упражнение

«Гармошка».



Грибок.

1 вариант:

Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий язык всей плоскостью плотно прижать (присосать) к нёбу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить за тем, чтобы боковые края языка не провисали, а губы не натягивались на зубы.

Примечание: если ребенку долго не удается выполнить данное упражнение, можно предложить ему сначала присосать язык к верхней губе.

2 вариант:

При выполнении упражнения «Грибок», делать глубокий вдох носом и выдох через рот со звуком близким к «дЗЗЗьРРРь»

3 вариант:

Одновременно выполнять языком упражнение «Грибок», а губами - упражнение «Гармошка».



Дзынь (дзинь).

1 вариант:

Слегка приоткрыть рот, водить широким кончиком языка по основаниям верхних зубов вправо – влево, многократно произнося при этом: «дЗЗЗЫнь – дЗЗЗЫнь» Получится звукосочетание «дРРРЫнь – дРРРЫнь» с фрикативным «Р».

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась почти неподвижной.

Сопровождать движения языка ритмичным покачиванием расслабленной кисти правой руки – «колокольчика»

2 вариант:

При выполнении упражнения произносить «дЗЗЗИнь– дЗЗЗИнь». Получится звукосочетание с мягким фрикативным звуком Рь.



Дрожание.

1 вариант:

Рот открыть, губы слегка развести в стороны. Ритмично, с силой постукивать узким кончиком языка по основаниям верхних резцов, многократно отрывисто произнося при этом звук «Д».

2 вариант:

Отрывисто произносить звук «Д», постепенно опуская кончик языка с неба к основаниям верхних резцов. Одновременно делать резкие выдохи, направляя воздушную струю на кончик языка и вызывая тем самым его вибрацию, будет получаться звукосочетание «Дрррр».


Фырканье.

1 вариант:

Губы неплотно сомкнуть и резко подуть на них так, чтобы вызвать их сильную вибрацию.

2 вариант:

Губы слегка развести в стороны. Широкий кончик расслабленного языка положить между губами. Резко подуть на губы так, чтобы вызвать вибрацию кончика языка. Следить за тем, чтобы щеки не раздувались, а язык не напрягался и не зажимался губами.

3 вариант:

Выполняя второй вариант упражнения, постепенно втягивать язык в полость рта, облизывая при этом постоянно вибрирующим кончиком языка верхнюю губу, затем верхние зубы и задерживать вибрирующий кончик языка на альвеолах.

Следить за тем, чтобы при переводе кончика языка с верхней губы на верхние зубы и альвеолы не прекращалась его вибрация.


Стрельба.

1 вариант:

Рот открыть. Губы развести в улыбке. Прижать кончик языка к основаниям верхних резцов. С силой подуть на кончик языка, вызывая его вибрацию. Получится глухое звукосочетание «Тррр…» Следить за тем, чтобы звук Т получался четким, отрывистым, без призвука гласного звука (не «Тэ – тэ – тэ…» и не «Ты – ты – ты…»)

2 вариант:

Сочетать это упражнение с упражнением для губ «Гармошка».


Рычание (Фрикативный звук Р)

1 вариант:

Поднять передний край языка к основаниям верхних резцов (к альвеолам) и протяжно произносить звук «З» или слог «ЗА». Получится звук похожий на «Р», но без вибрации.

2 вариант:

Произносить фрикативный звук Р и одновременно выполнять губами - упражнение «Гармошка».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Артикуляционная гимнастика

Автор: Силина Анна Николаевна

Дата: 10.04.2023

Номер свидетельства: 629281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Презентация на тему: " Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_netraditsionnye_formy_provedeniia_artikuliatsionnoi_gimnas"
    ["file_id"] => string(6) "521179"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569658654"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Влияние артикуляционной гимнастики на развитие дикции у старших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(86) "vliianiie-artikuliatsionnoi-ghimnastiki-na-razvitiie-diktsii-u-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "255650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447957540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "«Формирование правильной речи у детей посредством артикуляционной гимнастики» "
    ["seo_title"] => string(84) "formirovaniie-pravil-noi-riechi-u-dietiei-posriedstvom-artikuliatsionnoi-ghimnastiki"
    ["file_id"] => string(6) "239575"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444824598"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Артикуляционная гимнастика в коррекции звукопроизношения "
    ["seo_title"] => string(65) "artikuliatsionnaia-ghimnastika-v-korriektsii-zvukoproiznoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "215320"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432646785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»"
    ["seo_title"] => string(69) "rol_artikuliatsionnoi_gimnastiki_v_korrektsii_rechevykh_rasstroistv_1"
    ["file_id"] => string(6) "626620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677418539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства