Развивающие: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения.
Речевые: развивать связную речь, умение излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь: золотая, рыжая, дождливая, хмурая, ветреная, багряные, разноцветные, листопад.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе.
Методические приемы: беседа-диалог, игровой прием (дидактические игры, подвижные игры, исследовательская деятельность, трудовая деятельность, хоровое и индивидуальное проговаривание слов.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и изменениях происходящих с деревьями в осенний период,
• расширение речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства со стихами, загадками осенней тематике,
• формирование способности выражать наблюдаемое в своей речи
Дыхательная гимнастика. -Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики. (3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку») Воспитатель: -Отгадайте загадку: Солнцу теплому не верьте – Впереди метели. В золотистой круговерти Листья полетели. Это я пришла с дождями, Листопадом и ветрами. (Осень) -Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (Листопад, дождь, ветер). -Что значит «листопад»?
- Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются? (ответы детей) Кто знает, как называется осенний месяц, который идёт? (октябрь.)
- Кто любит осень? Почему? (ответы детей)
Игра (с мячом): дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит:
- Дети, а какая бывает погода осенью:
• Когда идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер». - Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер) - А вы хотите превратиться в ветерок? (да) Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся. - Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй. Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся. Подвижная игра "Ветер-ветерок". Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами: "Ветер в парке листья кружит, В небе кружит, кружит в лужах. Их бросает нам под ножки, И на мокрые дорожки. Ну-ка, ветер-ветерок, Запятнай скорей листок". После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется 3-4 раза. Осень золотая К нам пришла опять Соберем листочки и пойдем гулять -А ещё на участке растут деревья. Кто знает какие деревья растут на участке? (называем деревья, которые растут на групповом участке)
- А что ещё растёт на нашем участке? (кустарники)
Чем отличается кустарник от дерева? (нет ствола, низкий, листья маленькие, есть ягоды)
Какого цвета листья на берёзе? (Золотисто-желтые).
Ребята, а вы знаете, что берёзка дольше всех сохраняет свои листочки во время листопада.
Послушайте я хочу прочитать вам красивое стихотворение про листопад:
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
-Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Вам понравилось стихотворение? Как автор говорит про лес? Какими стали опушки? А как вы поняли, что за «рыжинки» оборвёт ветер? Молодцы, но мне кажется, мы не все приметы осени назвали.
По сравнению с летом день стал длиннее или короче? Да, день стал короче, а ночи длиннее. А что осенью вы собираете на дачах? Правильно, люди убирают урожай. -Осенью очень часто идут дожди. Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Дети хором произносят слова: Солнце в небе засияло, Очень весело нам стало. Раздаётся громкий смех, Светит солнышко для всех. (дети гуляют, танцуют на участке) Тучка солнце вдруг закрыла, Стало грустно и уныло. Хлынул дождик проливной, Побежали мы домой. (дети бегут под зонтик)
В конце прогулки собираемся в круг подводим итоги прогулки.