Конспект занятия социализация
Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»
Цель. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.
Задачи:
1.«Познавательное развитие»: сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани: гладкость-шершавость, ворсистость-отсутствие ворсистости, прочность, намокание-размокание; развивать тактильные ощущения в процессе практических действий с разными материалами; закрепить представление о функциональном назначении утюга;
2. «Речевое развитие»: расширить активный словарь по теме; сформировать умение рассуждать, делать выводы;
3. «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
5. «Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки;
Материал. Кукла Маша, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель приносит в группу куклу Машу.
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она сегодня идет в гости и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая. Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы Маша убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.
Ребята, что произошло с бумажной лентой?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Почему порвалась бумажная лента?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная.
Воспитатель: Матвей, почему порвалась бумажная лента? А ты, Алена, как думаешь?
Ответы детей
Воспитатель: Вот, видишь, Вика, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты. Ребята, лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая?
Ответы детей
Воспитатель: А лента из ткани не порвалась, потому что ткань какая?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотри, у вас на столах лежат ленточки. Давайте вместе найдем бумажную ленточку.
Воспитатель: Максим, какую ленточку ты взял? (Бумажную). А ты, Линара?
Ответы детей
Воспитатель: Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее.
Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Почему бумажная лента порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась?
Ответы детей
Воспитатель: А почему?
Дети предлагают свои ответы
Физкультминутка: Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке.
Воспитатель: У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой?
Ответы детей
Воспитатель: Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Не разглаживается бумажная лента.
А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась?
Ответы детей
Воспитатель: Ткань почти не помялась. Вот, Лера, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязывать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? Ответы детей
Воспитатель: А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если мнется, ее легко можно разгладить утюгом.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить?
Дети предлагают свои ответы
Воспитатель: Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации.
А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная?
Ответы детей
Воспитатель: Ленточки из ткани можно сшить.
Сегодня вы узнали, что бумага очень не прочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Сашей один предмет из бумаги.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из бумаги.
Воспитатель: Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по оному предмету из ткани.
Дети расходятся по группе и приносят предметы из ткани.
Воспитатель: Ребята, книга сделана из бумаги, значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.
Литература.
1) Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью во второй младшей группе» Москва.