kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение хозяйственно - бытового труда для формирования личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОГО ТРУДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение хозяйственно - бытового труда для формирования личности ребенка»

ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОГО ТРУДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в семье, как и в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были полностью использованы. Детей необходимо приучать не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы. Мы хотим, чтобы в доме были чистота и порядок. Самое правильное, если в определенный день недели все члены семьи, в том числе и дети 6-7 лет принимают участие в уборке. При этом необходимо обращать внимание ребенка (в процессе работы, и по ее окончании), что именно от усилий каждого работающего зависит общий результат дела. А дружно и хорошо поработав, отправиться на прогулку, в театр, на концерт, позаниматься спортом. Но бывает и так: что через день-два в квартире вновь беспорядок. И причиной его являются не только дети, но и сами взрослые. В таком случае взрослые должны начать с себя и потом требовать, чтобы ребята не разбрасывали игрушки. Закончив игру или занятие, убирали на место (для этого у детей должен быть свой уголок). Можно посоветовать такой прием, применять, который следует ни от случая к случаю, а систематически. Перед тем, как ребенок начнет собираться на прогулку, готовиться ко сну, занимается чем-то другим, полезно напомнить: «Проверь, пожалуйста, в порядке ли ты оставляешь комнату, не разбросаны ли твои вещи, на месте ли игрушки….. Когда проверишь, позови меня, я тоже посмотрю». Только в результате личного примера и постоянного контроля со стороны взрослых у ребенка пяти-семи лет в течение двух-трех месяцев вырабатывается достаточно устойчивая привычка поддерживать порядок в доме, проявлять инициативу: «Мама (бабушка, папа), посмотри, у меня все в порядке?» Бывает так, что ребенок устал, куда-то торопится. Несмотря на это, нужно указать ему на беспорядок, предложить все убрать и помочь. Привыкнув к тому, что родители строго следят за выполнением своих указаний. Сами соблюдают порядок во всем, дети начинают проявлять инициативу, сами наводят чистоту, просят отца починить сломанную игрушку, а мать зашить порванное платье, охотно откликаются на просьбы взрослых помочь навести порядок. Хозяйственно-бытовой труд активизирует способность детей к творческому решению самых жизненных задач. Необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок не просто старался, но и стремился достигнуть положительных результатов. Если он будет к этому стремиться, то и сам непременно спросит: «А как лучше?» Это и есть начало творческого подхода к делу. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями – важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только тот, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности. Привычка к порядку и чистоте поможет будущему первокласснику быстро усвоить правила аккуратного обращения с учебниками, сохранения порядка в процессе выполнения домашних заданий по окончании учебной работы. Хозяйственно-бытовой труд приучает ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Необходимо предоставлять ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы, уметь планировать деятельность, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, почему важно качество исполнения, контролировать свои действия, прилагать усилия. Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, дошкольник приобретает важные качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Поощряя хорошую работу детей, их заботу об окружающих, не нужно излишне восторгаться и этим, как бы, подчеркивать, необычность действий: ведь так собственно и должно быть. Участие дошкольников в хозяйственно-бытовом труде определяется во многом тем, что делают взрослые: отец чинит электропроводку, сын подает ему инструменты, мама развешивает белье, дочь приносит прищепки, подает их маме; семья получила новую квартиру, и ребенок будет рад, если взрослые дадут ему возможность принять участие в благоустройстве (какую картину и куда повесить, где будет смотреться лучше новая ваза и т.п.). Тем самым ребенок приобщается к заботам совместным делам семьи. Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различной хозяйственно-бытовой работы, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда. В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок может выполнять самостоятельно, какую – под руководством взрослых, и на какую должен получать разрешение.

Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь. Воспитание ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что не удалось и почему.

Если дети своевременно не получают необходимой помощи при возникающих трудностях, то они могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.



Виды работ хозяйственно – бытового труда, которые могут выполнять дети дошкольного возраста



1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение хозяйственно - бытового труда для формирования личности ребенка

Автор: Вивтоненко Людмила Васильевна

Дата: 16.05.2024

Номер свидетельства: 650729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Социально-бытовая ориентировка как условие решения проблемы социальной адаптации умственно отсталых школьников"
    ["seo_title"] => string(124) "sotsial-no-bytovaia-oriientirovka-kak-usloviie-rieshieniia-probliemy-sotsial-noi-adaptatsii-umstvienno-otstalykh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "252135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447336934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к труду""
    ["seo_title"] => string(63) "konsultatsiia_dlia_roditelei_priobshchenie_doshkolnikov_k_trudu"
    ["file_id"] => string(6) "495062"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547381938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС""
    ["seo_title"] => string(56) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-dou-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "284321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья: “Воспитание волевых качеств у детей дошкольного возраста” "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-vospitaniie-volievykh-kachiestv-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "243617"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445775953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства