Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в ДОО «Детский сад - территория здоровья»»
Здоровьесберегающие технологии ДОО
«Здоровыйдух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк
Содержание:
1. Здоровье сберегающая технология в ДОУ…………………………....3-13
2. Творческая разработка «Детский сад - территория здоровья»….......14-22
3. Закаливание в ДОО……………………………………………….….....23-26
4.Список литературы
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка основ здорового образа жизни.
Начинать приучать детей заботиться о своём здоровье необходимо с малых лет. Тогда привычка следовать определённым правилам войдёт в жизнь ребёнка естественно, и будет сопутствовать на протяжении многих лет.
Здоровье сберегающая технология предполагает реализацию тесного сотрудничества воспитателей, взаимодействие специалистов ДОУ и родителей на основе интегрированного подхода к здоровье сбережению детей в разных видах деятельности дошкольника.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить
Забота о здоровье - это важнейший труд
Воспитателя, от жизнерадостности,
Бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребёнок. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщение его к здоровье сбережению и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.
Поэтому необходим поиск новых подходов к здоровье сбережению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге здоровья ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.
Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.
Цель технологии: формирование у дошкольников основ здоровье сбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровье сберегающих технологий.
Основные задачи:
Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
Формировать устойчивую мотивацию дошкольников к здоровье сбережению.
Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровье сберегающих технологий.
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
Пути реализации:
Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Отбор и внедрение эффективных инновационных технологий.
Профилактическая работа.
Работа с родителями.
Обеспечение системности в организации здоровье сберегающей деятельности.
Методы, приёмы, средства реализации:
С педагогами
С родителями
С детьми
Консультации
*Открытые просмотры
Семинары-практикумы
Папки-передвижки
Родительские собрания
Анкетирование
Буклеты
Консультации
Участие в спортивных праздниках
Оформление наглядно
демонстрационного стенда Здоровый ребенок»
Индивидуальные консультационные дни «открытых дверей»
Занятия
Беседы
Игры и упражнения
Чтение художественной литературы
Дни здоровья, развлечения
Кружок «Неболейка»
ИКТ
Ожидаемые результаты:
Повышение у детей уровня сформированности мотивации к здоровье сбережению.
Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка.
Формирование здоровье сбережения через создание модели развивающей педагогики оздоровления.
Понимание данной проблемы и ответственности за выполнением рекомендаций педагогов со стороны родителей.
Снижение простудных заболеваний.
Деятельность в рамках технологии:
Обсуждение проблем организации работы по здоровье сбережению на педагогических советах, родительских собраниях.
Выявление мониторинга здоровья.
Создание предметно-оздоровительной среды в группе.
Повышение компетентности педагогов, родителей по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровье сберегающих технологий.
Работа по данной технологии позволяет:
Повысить у педагогов, родителей осознания важности здоровье сбережения дошкольников.
Создать позитивное отношение к соблюдению и использованию здоровье сберегающих технологий.
Определить механизм укрепления здоровья ребёнка.
Технология триединства по формированию здоровья сбережения дошкольников состоит из трёх блоков:
1блок «Воспитатель-педагог»
Задача: Создание педагогической модели, повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровье сбережения.
Основной целью педагога является умение вырастить ребёнка здоровым, психически и социально благополучным, физически и умственно развитым.
Раздел предусматривает знакомство педагогов с нормативными документами научного центра здоровья РАМН, с целевой программой «Дети России», в вопросах сохранения и укрепления здоровья нации. Для решения этой задачи предусмотрено организационное методическое обеспечение:
- Приобретение методической литературы по данной теме;
- Разработка системы планирования;
Консультации:
1. «Приобщение детей к здоровье сбережению через создание здоровье сберегающей среды в группе».
2. «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
Педагогический совет:
Разработка плана кружковой работы: «Неболейка»
Данная работа позволила повысить уровень готовности педагогов к реализации здоровье сберегающего подхода в обучении и воспитании, отметилась положительная мотивация к здоровому образу жизни, интеграции деятельности воспитателей и специалистов.
II блок «Воспитатель-родитель»
Задача: повышение уровня компетентности родителей в необходимости развития, сохранение и укрепление здоровье сбережения.
Одним из важнейших направлений сотрудничества ДОУ и родителей является предупреждение снижения заболеваемости детей, построения целостной системы по здоровье сбережения.
Задачи воспитателя:
Выявление основных затруднений родителей по здоровье сберегающему воспитанию детей-дошкольников;
Определение более оптимальных, по мнению родителей, форм совместной работы и сотрудничества с ними.
Решение данной задачи начинается с изучения особенностей каждой семьи (анкетирование, опрос, беседы, наблюдение).
Просвещение родителей в вопросах здоровье сбережения включает в себя:
Консультативную работу (консультации, анкетирование родителей, рекомендации, памятки).
Организационную работу (родительские собрания, выставки детских работ, День открытых дверей, совместные праздники, экскурсии).
Диагностическую работу (собеседование, анкетирование).
Можно сделать вывод, что:
Повысилась заинтересованность родителей в укреплении здоровья детей.
Снизились поведенческие риски, представляющие опасность для здоровья детей.
Совершенствовалась система физического воспитания в семье и в детском саду.
Актуализировалась проблема здоровья, питания, здорового образа жизни рациональной двигательной активности у детей-дошкольников и их родителей.
Повысилась эффективность здоровье сберегающей педагогической системы в группе.
III блок «Воспитатель-ребёнок»
Задача: Формирование, сохранение, совершенствование и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье сбережение детей осуществляется при условиях:
- взаимосвязи с родителями, педагогами;
- соблюдения гигиенических норм и требований к организации и объёму нагрузки на занятиях;
- анализа мониторинга состояния здоровья детей;
- использования методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
- введения инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;
- систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем;
- развития предметно-развивающей среды в группе, оборудования физкультурного уголка.
Все эти условия позволяют раскрыть понятие ценности здоровья и здорового образа жизни.
Успешность этой работы позитивно влияет на формирование у ребёнка здоровье сбережения, на снижение заболеваемости. Ребёнок становится более здоровым, активно мыслящим, способным адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Здоровье сбережение дошкольников заключается в устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья.
Итог: Технология «Формирование здоровье сбережения дошкольников» даёт основу для решения задач по формированию, сохранению, совершенствованию и укреплению здоровья у детей.
Работа над данной технологией позволяет утверждать, что успешное решение задач возможно только при объединении усилий семьи и взаимосвязи со всеми специалистами, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребёнка, родителей, социума.
Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться только при тесном контакте педагогов и родителей. Поэтому, всю работу по формированию у детей здорового образа жизни необходимо вести в тесном сотрудничестве с родителями. Используют широкий аспект средств и способов взаимодействия с родителями. Благодаря активной помощи мам и пап, бабушек и дедушек создаются разнообразные интерьеры развивающей среды, рубрика «Уроки Айболита», в которой выставляется литература, брошюры, консультации, картотеки различных гимнастик и упражнений для занятий дома с детьми, папки-передвижки. Приглашаются родители на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все это является органичной составной частью предметно-развивающей среды, которая способствует здоровому развитию детей. При правильно подобранной и оформленной развивающей среде у ребенка появляется желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и правила укрепления и сохранения жизни, выполняет физические упражнения.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровье сберегающих технологий:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровье сберегающих технологий для нас является:
Проведение мониторинга состояния работы по здоровье сбережению детей:
исследований состояния здоровья детей;
диагностика физической подготовленности дошкольников;
анализ профессиональной компетенции воспитателей;
тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы;
исследование среди родителей "Какое место занимает физкультура в вашей семье".
Анализ созданных условий в детском саду;
Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МОУ по здоровье сбережению;
Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей;
Выработка алгоритма деятельности;
Проектирование модели целостной системы здоровье сбережения;
Для создания целостной системы здоровье сбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
формировать основы безопасности жизнедеятельности;
оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
утренняя гимнастика;
гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
занятия, прогулки, походы;
совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
спортивные праздники и развлечения;
использование психогимнастики на занятиях.
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья для дошкольников» (Л. В. Гаврючина программа «Здоровый малыш»
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, Мама, Я- спортивная семья».
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой. Программа деятельности ДОУ по расширение двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
В ДОУ обобщены опыты работы по здоровье сберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста: «Танцевально-ритмическая гимнастика как средство гармоничного, психического, духовного и физического развития» (И.В. Зубова), «Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью в условиях дошкольного образовательного учреждения» (Т.В. Долгих), «Закаливание детского организма в условиях детского сада» (А.В. Хохлова), «Валеологическое просвещение дошкольников методами ТРИЗ» (Т.В. Долгих), «Педагогические условия формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста» (Т.М. Волкова).
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 2 предыдущих года. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада (75% детей учатся на "4" и "5") и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки.
Творческая разработка
«Детский сад – территория здоровья»
Введение
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Творческая разработка (далее проект) раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.
В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Вид проекта - практико-ориентированный
Участники проекта - дети 4-7 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения- 2014-2016 учебный год
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- повышать интерес родителей путём просветительской работы к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Проблема: физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость?
Ожидаемый результат:
1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Детский сад – территория здоровья», будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
План выполнения проекта:
№
Виды деятельности
Содержание
1
Изучение тематики, формулировка проблемы.
Раскрытие новых эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.
Гимнастика после сна «Вот, какие, мы большие», «К котёнку в гости» и др.;
Ходьба по дорожкам здоровья.
3
Беседы
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
«Если хочешь быть, здоров!»;
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
«Беседа о здоровье, о чистоте»;
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);
«Здоровая пища», «Как вести себя в поликлинике»,
Сказка-беседа «Мойдодыр».
4
Игры
Игры на развитие двигательной активности «Догони меня»; «Ловишки»;
Малоподвижные игры «Грибок», «Вот по ягоды пошли»;
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «У зубного врача»;
Дидактические игры «Что кому нужно для работы», «Определи место для предмета».
6
Прогулка и физкультура на прогулке
Подвижные игры;
Лазанье по гимнастической лестнице;
Закаливающие процедуры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
8
Досуги, развлечения
«К деду Морозу в гости»
«Поможем кошке»
9
Работа с родителями
Консультация «Физкультурное оборудование своими руками», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и др;
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.;
Наглядность в виде информационных файлов «Семь условий здорового ребенка», «Будь здоров!» и др;
Картотека «Чтоб улыбка сияла»; «Всё о дыхательной гимнастике», артикуляционная гимнастика;
Мастер-класс для родителей: «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
Семинар-практикум для родителей на тему: «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок».
Создание книжек-малышек «Моя копилка здоровья»;
Утренняя гимнастика «Зоопарк» – проводят воспитатели совместно с родителями
Коллаж «Быть здоровым – здорово!»
10.
Анализ проделанной работы
Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки;
Методы реализации проекта с детьми:
1. Практические:
- оздоровительная работа;
- организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей;
- пальчиковые игры;
- физкультминутка;
- упражнения на дыхание;
- артикуляционная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- релаксационное упражнение;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- психогимнастика;
- закаливание.
2. Словесные:
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- консультации;
- рассказывание;
- инструкции.
3. Наглядные:
- организация выставок, конкурсов;
- сбор фотоматериала;
- рассматривание иллюстраций;
- информационно-агитационные стенды;
- личный пример взрослых;
- просмотр видеоинформации.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательных областях:
«Познавательное развитие»
- «Где живет витамина?» (Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для здоровья человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью);
- «Это я!» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, формировать любовь к жизни, чувство радости существования);
- Органы чувств (глаза, уши, нос). Общее понятие. (Закреплять знания детей о своем теле. Рассказать детям, что на голове у человека много нужных и полезных органов);
- Для чего нужны зубы? (Познакомить детей с тем, что такое зубы и для чего они нужны. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью);
- «Как быть здоровым?» (Воспитывать бережное отношение к своему здоровью);
- «Растения, которые лечат».
«Социально-Коммуникативное развитие»
- Беседы «Как я буду заботиться о своем здоровье», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку, становись», «Как надо одеваться, чтобы не болеть», «Правила гигиены», «Витамины полезны для здоровья»
- Составление рассказов об овощах и фруктах.
- Составление рассказа «Как мы измеряли рост».
- Д/игра «Оденем куклу на прогулку»
- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты».
- Д/игра «Таня простудилась»
- Д/игра «Назови виды спорта»
- Д/игра «Если кто-то заболел»
- С/Р игра «Овощной магазин»
- С/Р игра «Поликлиника», «Больница», «Аптека», «Детский сад», «Семья»
«Речевое развитие»
- Чуковский К. И. «Айболит», «Мойдодыр»
- Шалаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. «Правила поведения для воспитанных детей»-
- Токмакова И. «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»
- Крылов А. «Как лечили петуха»
- М. Безруких «Разговор о правильном питании»
- В. Бондаренко «Язык и уши»
- Л. Зильберг «Полезные продукты»
- Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой»
-А. Крылов «Как лечили петуха»
«Художественно-эстетическое развитие»
- прослушивание колыбельных песен, произведений В. Моцарта, Л. Бетховена;
- рисование «Овощи и фрукты», «Мы гуляем на участке»;
- конструирование «Больница для зверюшек»;
- «изготовление рецептов для игры в больницу»;
- аппликиция «Консервированные овощи в банке»;
- лепка «Машина скорой помощи»;
«Физическая культура»
-утренняя гимнастика;
-физкультурные занятия;
-эстафеты;
-соревнования;
-подвижные игры;
-физкультурные досуги.
Содержание проектной деятельности:
Этапы реализации проекта
Участники проекта
Сроки
Содержание работы
Подготовительный
-проведение анализа нормативно-правовой базы и приведение её в соответствие с законом «Об образовании», изучение понятий, касающихся темы проекта;
-мониторинг уровня заболеваемости детей на начало учебного года;
-блиц – опрос детей;
-изучение условий реализации проекта;
-привлечение родителей к участию в проекте;
-утверждение проекта и источников финансирования.
-определение цели и задач;
-анкетирование родителей;
-разработка перспективного плана работы с родителями
-разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.
Воспитатель, родители, дети
Сентябрь 2018 г.
Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка»;
Блиц – опрос детей «Что я знаю о своем здоровье?»;
Мониторинг детей на начало учебного года.
II. практический
-проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента;
-проведение цикла тематических бесед;
-проведение туристических походов совместно с родителями;
-проведение спортивных праздников, досугов и развлечений с родителями.
-организация просветительской деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;
День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;
-оформление коллажа совместно с родителями;
-подготовка выставки детских рисунков;
-создание альбома детских рассказов.
Воспитатель, родители, дети
Октябрь – апрель 2018 – 2018 г.г.
Туристический поход «В гости к Лешему»;
Физкультурный праздник «В сказку за здоровьем», досуг «Будь, здоров!», развлечение «В гости к Айболиту», «Мой весёлый звонкий мяч»;
Альбом детских рассказов «Я люблю спорт»;
Выставка детских рисунков «Мы со спортом крепко дружим»;
Оформление коллажа «Быть здоровым – здорово!»
«Модуль здоровья»
III заключительный
-подведение итогов реализации проекта:
-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;
-заключительный спортивный праздник;
Анкета для родителей
-исследование эффективности проводимой работы на основе анализа мониторинга;
5.Мультимедийная презентация инновационного опыта по итогам реализации проекта.
Воспитатель, родители, дети
Май 2018 г.
Недели здоровья «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»;
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
Мониторинг детей на конец учебного года;
Анкета для родителей «Растём здоровыми»;
Презентация «Здоровье всему голова».
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» являются:
1. Перспективный план организации физкультурно-досуговых мероприятий и цикл тематических физкультурных занятий.
2. Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка», «Растём здоровыми».
3. Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента: «В страну Здоровья», «Что мы знаем о здоровье», «Мама, Папа, Я – спортивная семья», «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны».
4. Тематические беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» - «Укрепление детского здоровья» «Личная гигиена».
5. Туристические походы: «В гости к лешему».
6. Разработки сценариев спортивных праздников: «В сказку за здоровьем», «Мама, папа, я – спортивная семья!», досугов «Будь, здоров!» (с включением пальчиковой гимнастики), развлечение «В гости к Айболиту», «Морское путешествие», «Мой весёлый звонкий мяч», «Весна» (с элементами психогимнастики).
7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей.
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали положительное влияние на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, проект «Детский сад – территория здоровья» имеет высокий рейтинг.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением младших дошкольников и их родителей.
Разработать методическую базу для детей (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов), для спортивной площадки приобрести необходимое оборудование, обогатить туристические походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы), представить родителям презентацию: «10 правил здоровья».
Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе мы учили детей сохранять своё здоровье, заботиться о нём. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. Нужно проводить интересные праздники, утренники, походы в парк, все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья детей в условиях детского сада.
Закаливание в ДОО
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты закаливающих процедур:
-укрепление нервной системы;
-развитие мышц и костей;
-улучшение работы внутренних органов;
-активизация обмена веществ;
-невосприимчивость к действию болезнетворных факторов .
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Основные формы закаливания в ДОУ и специфика их применения
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
Закаливание воздухом
Температура в помещении в котором находится ребенок 20-18 градусов. Прогулка; следим, чтобы правильно был одет ребенок на прогулку. Значит дать ему возможность двигаться свободно, при этом руки, ноги нос его должны быть теплыми. Спортивные занятия на улице, физкультурные занятия детей несколько отличаются от той, какой должна быть для прогулок или малоподвижных игр. В помещении на все время бодрствования детей можно оставлять в облегченной одежде (гольфы, одежда с короткими рукавами ) не только летом но и зимой. Регулирование воздуха в помещении. Температурный режим, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием. Это важный прием закаливания. В помещениях дети находятся от 75% до 90% времени суток. Недостатком температурного режима помещений является его относительно строгое постоянство. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на организм ребенка, необходимо сделать его . Это достигается сквозным проветриванием в отсутствии детей. Проветривание проводим: Утром перед приходом детей, перед занятием, перед возращением детей с прогулки, во время дневного сна, после полдника.
Ходьба босиком
Ходьба босиком - это своеобразные сеансы точечного массажа. Как и все виды физической нагрузки или тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате. Для занятий очень хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Зарядку в детском саду можно так же проводить с резиновыми ковриками. Используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам. Повседневно массировать стопы.
Закаливание водой
Обширное умывание. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать "раз"; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать "раз". Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать "раз". Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, "отжать" обе руки, вытереться насухо. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая "раз, два" и т.д. Обливание ног. Производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
Полоскание горла прохладной водой. Все подобные закаливающие процедуры необходимо делать только после консультации с врачом - отоларингологом. Начиная с 2-3 лет можно научить ребенка, набрав в рот воды и закинув назад голову, произносить звук .У детей старше3-4 лет, умеющих полоскать горло, можно постепенно снижать температуру воды каждые 3-4 дня 1 градус и довести ее до 8-10 градусов.
Закаливание солнцем
Прогулка на свежем воздухе. Отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал. Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается. Так, например, вес достаточно проверять один раз в неделю до и после процедуры закаливания, а контрольные, более тщательные, измерения следует делать через каждые 6 месяцев у врача, который оценит все показатели развития ребенка. Родителям, имеющим детей с избыточным весом, напомним, что стремление их поскорее добиться потери излишних килограммов при помощи чрезмерно активного двигательного режима, а также увеличения продолжительности закаливающих процедур, может привести к нервному срыву, переохлаждению малыша, простудным заболеваниям и т. п. При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах.
Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут.
Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь - это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
Список литературы
1. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников. – М., 2007.
10. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М., 2008.
11. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в ДОУ. – Ростов-на-Дону. 2005
12. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : творческий центр СФЕРА, 2005.